LRT, газопровод и авиакомпания: что в Нур-Султане возмущает Токаева

Глава государства недоволен работой по развитию столицы

8 октября 2019 года

Президент Касым-Жомарт Токаев отчитал столичных чиновников за газопровод и строительных мошенников, передает LS.

Глава государства подчеркнул, что одна из приоритетных задач – привлечение инвестиций в город.

"Впервые за последние 10 лет отмечается снижение объемов инвестиций в Нур-Султан. Я поручаю министерству иностранных дел и акимату усилить работу в этом направлении, показать в ближайшее время конкретные результаты", - поручил он.

Токаев также высказал недовольство и неготовностью города к подключению газопровода "Сарыарка".

"Это совершенно непонятный вопрос, как это произошло? 2,7 млрд тенге предусмотрены на эти цели, теперь будут перераспределены другим регионам. Это при том что мы должны в первую очередь думать о газоснабжении именно столицы. Поскольку зимой вы знаете, какая картина, город задымлен. Неудобно перед жителями и дипкорпусом", - отметил президент.

Он напомнил, что на этом фоне Нур-Султан позиционирует себя как  международный хаб, сердце Евразии.

"То есть дела расходятся со словами. Это неправильно. Поменьше надо говорить и заниматься конкретными делами. Планов у нас всегда громадье, совещания проводим креативно. От всего этого надо избавляться, от этой мишуры. Надо конкретные дела делать", - подчеркнул президент.

Он продолжил, что в столице еще наблюдается проблема несвоевремененного завершения объектов энергетики.

"ТЭЦ-3, строительство которого планировалсь начать еще в 2010 году, но сроки откладывались несколько раз. Сдача проекта откладывается еще на один год, теперь устарела проектно-сметная документация, нужна корректировка. Произошло удорожание проекта, причем сумма немалая, 1,5 млн тенге. На фоне дефицита тепловой энергии в городе несвоевременный ввод в эксплуатацию ТЭЦ-3 замедляет развитие бизнеса. Акимату необходимо своевременно завершать начатые проекты, реализующиеся за счет госбюджета", - обратился глава государства к градоначальнику.

При этом Токаев отметил, что ряд текущих проблем перешел к нынешнему руководству города по наследству, однако это не снимает ответственности за их выполнение.

Глава государства поручил разобраться и с долевым строительством. По его словам, в городе все еще остаются 49 проблемных объектов, завершение которых ждут 13,5 тыс. дольщиков.

"На решение этой проблемы в 2018-2019 годах выделено 40 млрд тенге. Но освоено всего 4,5 млрд тенге. При этом акимат просит дополнительно 170 млрд тенге", - возмутился президент.

Аким Нур-Султана Алтай Кульгинов в ответ пояснил, что у некоторых застройщиков возникли проблемы с проектно-сметной документацией.

"Мошенники, которые обманули жителей, потеряли документы или просто не отдали их. Все это время мы занимались подготовкой необходимых бумаг, работали с фининститутами, банками и с нашими центральными госорганами. Ваше поручение выполним", - пообещал он.

На это глава государства отметил, что прозвучало слово "мошенники".

"Их развелось немало и среди строителей. Обращались и в генеральную прокуратуру, МВД. Надо заняться конкретно этим вопросом. Мошенники должны сидеть в тюрьме, поскольку своими действиями они покушаются на основополагающие права наших граждан. Они обманывают наших граждан, оставляют их на улице. И государство в этих условиях не должно оставаться безучастным. Действуйте и доложите", - отрезал Токаев.

Токаев также поручил Агентству по борьбе с коррупцией активизировать расследование дела о LRT.

"Правительство и акимат все же решили работу по вводу этого, мягко говоря, спорного проекта. Другого выхода, как мне докладывают, уже нет. Слишком далеко зашли. Я попутно хотел бы обратиться к Агентству по борьбе с коррупцией с поручением активизировать расследование. Нужно идти не по верхам, не констатируя бегство одних, не замечая других, в частности, руководителей акимата, которые когда-то принимали решения. Их подписи наверняка есть. Это проблема, которая не фокусируется на одном исполнителе, даже если он руководитель компании LRT. Решение принимал акимат. Пойдите глубже", – подчеркнул президент.

Токаев отметил, что протяженность LRT – 22,5 км, планируется строительство 18 станций.

"Но реализовать его придется, в том числе из-за международных обязательств. Слушайте, вы на соревнованиях по марафону бегаете больше, чем 22 км. 18 станций - значит, отрезок пути чуть больше одного километра. Мы пешком на прогулках больше ходим. Не понимаю, как вообще такой проект можно было пустить в дело. Правительству и акимату установить конкретные сроки завершения первой очереди LRT, а также определиться по графику и механизмам завершения второй очереди", – поручил Токаев.

Президент также призвал увеличить количество международных рейсов.

"Сейчас из Нур-Султана прямые рейсы выполняются по менее чем 30 международным направлениям. Этого недостаточно! Столица резонно позиционирует себя как международный центр. Чтобы стать таковым, важно соединить столицу прямыми рейсами с ведущими городами мира и международными финансовыми центрами", - заявил он.

Он поручил открыть небо для иностранных игроков.

"Нечего бояться. Нечего потакать одной компании, пусть даже она самая известная, самая фаворитная. Нужно открывать небо", - резюмировал Токаев.

Позже в кулуарах аким столицы Алтай Кульгинов объяснил причины, по которым нельзя отказаться от проекта LRT.

"Первое, что не позволило приостановить этот проект - международные обязательства. Договора подписаны, там арбитраж, то есть последствия отказа уже будут намного серьезнее по финансовым обязательствам. Поэтому пошли по оптимизации, отказались от китайского займа. Его обслуживание в итоге привело бы к тому, что мы 800 млн тенге сверху отдали были, поэтому от этого отказались", - пояснил он.

Второе, в международном контракте не предусмотрен платеж НДС со стороны подрядчика, то есть иностранного партнера, продолжил аким.

"Мы уже все за это время подписали, допсоглашение, которое дало $200 млн НДС в бюджет государства. Вы слышали критику на счет количества станций, было 18 по проекту, сократили до 11. Это дало экономию, потом интервал ожидания поезда изначально был три минуты, с учетом населения города, с учетом того, что это проект будущего, пока увеличится количество населения, сейчас 10 минут интервала достаточно. Поэтому здесь уже мы сократили семь составов. Итого это все дало экономию $1,3 млрд", - резюмировал он.

Ранее сообщалось, что в отношении аквиакомпаний "Эйр Астана" и "Scat" начато расследование о соблюдении антимонопольного законодательства. Кроме того, в I квартале 2019 года авиакомпания "Эйр Астана" понесла убытки более чем в 4,9 млрд тенге. При этом в аналогичном периоде 2018 года убытки составили 6,1 млрд тенге

Также напомним, что Токаев раскритиковал строительство LRT в Нур-Султане из-за дороговизны. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.