Иностранцы завоевывают ресторанный бизнес Казахстана

Новые игроки приходят уже с готовыми концепциями

28 марта 2016 года
    

Ресторанный бизнес в Казахстане формирует не более 1% ВВП страны. Несмотря на это, а также ограниченность в выборе продуктов российские рестораторы продолжают открывать заведения в казахстанских городах. Свои силы на молодом рынке также пробуют кыргызские, узбекские и украинские бренды. Об этом в беседе LS рассказала основатель школы гастрономии и сервиса Ratatouille Яна Лыкова.

По ее словам, россияне приходят в Казахстан уже с отработанными концепциями, уже ставшими успешными на соседнем рынке.

"Ресторанные сети открывают свои проекты, в которых работает их команда, со своим опытом и экспертизой. Но большая часть предпочитает продавать франшизу, давая возможность казахстанскому бизнесу использовать новые форматы. Например, это сеть кофеен Traveler's Coffee, детское кафе "Андерсон", дисконт-бары Kill Fish. Россияне приходят к нам, потому что видят возможности роста для себя, плюс они привозят концепции, которые были опробованы, как, например, ресторан Zoloto", - сказал она.   

По наблюдениям Лыковой, российских рестораторов интересуют рынки Алматы и Астаны. Также они присматриваются к Атырау и Караганде. Данные города являются крупными по казахстанским меркам локальными рынками со сформированной культурой потребления - гости готовы пробовать новые направления и получать новые впечатления.

"Россияне предпочитают открывать заведения с высоким чеком, нацеленные на гостей, готовых потратить много, здесь и сейчас. Поэтому конкуренция в этом сегменте увеличивается. Для всех остальных игроков на рынке присутствие российских рестораторов незаметно", - отметила руководитель школы.

Кроме опытных российских игроков, на рынке Казахстана начинают работать ресторанные сети и других соседних стран.

"Также в Казахстане начинают работать рестораторы из Кыргызстана, Узбекистана и Украины. Пока это еще не сети. Они приезжают небольшими командами, с тем форматом и опытом, который у них есть, открывают одну-две точки и начинают изучать рынок  У нас больше платежеспособного населения, молодежь любит кофейни и рестораны, а длинный теплый сезон позволяет увеличить количество посадочных мест за счет летней площадки", - добавила Лыкова.   

Переход на свободно плавающий курс тенге снизил доходы рестораторов в Казахстане из-за зависимости от импортных ингредиентов.

"Меню популярного ресторана всегда отражает вкусы и предпочтения гостей. Поэтому часто мы можем увидеть присутствие европейской и авторской кухни, большой выбор алкогольных напитков. Большая часть меню и его ингредиентов завозится из-за рубежа. Прошедшая девальвация почти в два раза повысила закупочную стоимость в тенге, но многие рестораны практически не изменили цены, пожертвовав своей маржинальностью, чтобы удержать гостей. Есть возможность снижения цены только при условии использования местных продуктов, но не все они способны заменить первоначальные ингредиенты. Можно ожидать снижения цен только в сегменте ресторанов быстрого питания", - поделилась мнением Лыкова.

В целом ресторанный бизнес выгоднее вести в России, считает она.

"В абсолютных цифрах российский рынок больше. Есть возможность выбора качественных местных продуктов, морские порты позволяют организовать доставку и снизить закупочную стоимость, есть прогнозы и понимание роста туристического бизнеса, который рук об руку позволяет развивать индустрию гостеприимства. Государство проводит много международных мероприятий (спортивных, экономических, туристических и культурных) направленных на развитие регионов. Все это позволяет планировать долгосрочные инвестиции и ресторанный бизнес. В Казахстане совсем другая ситуация, но рестораторы (и в России, и в Казахстане) в каждый проект закладывают окупаемость в периоде от 18 до 24 месяцев. По нашим оценкам, ресторанный бизнес в Казахстане формирует не более 1% ВВП страны. К примеру, в Польше этот показатель находится на уровне 7%", - заключила Лыкова. 

Ранее LS сообщал, около 40% ресторанов в Казахстане могут уйти с рынка. На фоне снижения частоты посещений в ресторанах сокращается и средний чек – до 30%. Кризис вынуждает владельцев бизнеса экономить на импортных товарах, персонале и сокращать маржу. По оценкам профучастников, число ресторанов в Казахстане в текущем году может сократиться почти наполовину. 

Отметим, в марте 2016 года рынок фастфуда Казахстана оценили в $260 млн.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.