В Казахстане инфляция в июле достигла 8,4%. Это максимальное значение с 2017 года. LS узнал, насколько реально будет вернуться в целевой коридор (4-6%) и какие меры для снижения ее уровня необходимо предпринять.
Аналитик AERC Диас Кумарбеков отметил, что в целом повышение уровня инфляции является общемировым трендом, с которым центральные банки борются через повышение базовых ставок. Так, например, в июле 2021 года российский ЦБ увеличил ключевую ставку до 6,5%, а в августе ЦБ Бразилии повысил ее до 5,25%. Причина у всех одна – инфляция.
Что касается фискальной политики, то, по словам Кумарбекова, государству следует сократить расходование госбюджета и сконцентрировать усилия на повышении производственных мощностей внутри страны.
"Например, президентом Касым-Жомартом Токаевым в рамках расширенного заседания правительства 10 июля было предложено в качестве срочной меры по сдерживанию цен из местных бюджетов выделить торговым сетям более 30 млрд тенге бесплатных займов в обмен на реализацию продтоваров по низким ценам. Я считаю, что такая инициатива может привести только к временному сдерживанию, но никак не к системному решению проблемы", – подчеркнул он.
Кумарбеков пояснил, что директивное снижение цен на продукты может привести к их дефициту, субсидирование со стороны государства – к повышению спроса на товар, а значит – и его стоимости. В то время как единственным естественным способом борьбы с высокими ценами, как считает аналитик, является увеличение предложения.
По его словам, только повышение конкурентоспособной и недорогой продукции может снизить зависимость от импортных товаров, которые играют наибольшую роль в повышении цен, в том числе и на продукты питания.
"В Казахстане существует множество государственных мер стимулирования, которые затрагивают все сферы экономики, начиная от аграрной и обрабатывающей промышленности, заканчивая IT-индустрией. Поэтому даже повышение базовой ставки не так сильно ударит по финансовому состоянию предприятий, так как существуют альтернативные процентные ставки, которые предоставляют госпрограммы ГПИИР, "Дорожная карта бизнеса" и тому подобные. Главной задачей правительства должно быть обеспечение прозрачности в доступе и получении этих мер стимулирования, чтобы каждый предприниматель мог иметь равные права на поддержку", – подчеркнул он.
Кроме того, Кумарбеков добавил, что, так как снижение инфляции – это не быстротечный процесс, ее возвращения в коридор 4-6% в этом году ожидать не стоит. Напомним, Нацбанк по итогам этого года ожидает, что ее уровень будет в диапазоне 6-7%.
"По оценке AERC, инфляция в 2021 году сложится на уровне 7%. Конечно, галопирующего роста цен (10%) у нас не будет, но сам факт выхода из таргета уже является тревожным сигналом", – пояснил аналитик.
В свою очередь ведущий аналитик Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Рамазан Досов считает, что повышенное инфляционное давление объясняется не только факторами спроса, но и носит существенный немонетарный характер (фискальная политика, внешнеэкономические условия и так далее). В таком случае больше инструментов для контрмер находится в руках правительства, нежели Нацбанка.
"Готовность монетарного регулятора к использованию ключевого инструментария – повышения процентных ставок и выхода из госпрограмм – уже была транслирована рынку. В то же время со стороны фискальных властей среди наиболее важных и эффективных шагов отметим уход от практики финансирования экономического роста за счет высоких бюджетных расходов путем их замещения инвестициями, в том числе иностранными. А также улучшение инвестиционной привлекательности несырьевого сектора, диверсификацию экономики и экспорта, работу по снижению концентрации в отдельных секторах экономики, создание условий для здоровой конкуренции и "созидательного разрушения", прекращение поддержки неэффективных компаний через госпрограммы, сокращение высокой доли участия государства в экономике", – перечислил Досов.
Аналитик заметил, что реализация мер может занять не один месяц и даже не один год.
"Административные действия по сдерживанию роста цен могут в краткосрочном периоде помочь выиграть время для увеличения производства, решения вопроса дополнительных поставок и удовлетворения спроса. Но их применение в средне- и долгосрочной перспективе, как показывает практика, весьма неэффективно (может возникнуть черный рынок, а в конечном итоге следует ожидать отложенного ускорения инфляции)", – пояснил он.
С учетом вышесказанного возврат инфляции в целевой коридор до конца года, по мнению Досова, маловероятен. И даже более – на горизонте следующих 12 месяцев будет весьма сложно это сделать без слаженных мер со стороны монетарных и фискальных властей. Такого же мнения придерживаются эксперты финрынка, судя по августовскому опросу АФК. Согласно их ожиданиям, средняя оценка прогнозируемой через год инфляции составила 7,5%.
"Одним повышением базовой ставки будет весьма сложно вернуть инфляцию в целевые коридоры с учетом существующих дисбалансов в экономике и складывающихся тенденций во внешнем мире. Для устойчивого ее удержания в целевых коридорах и последующего закрепления у среднесрочной цели в 4% крайне важны меры экономических властей", – резюмировал Досов.