Эксперт в сфере энергетики Олжас Байдильдинов рассказал LS, пострадает ли Казахстан от очередного ужесточения санкций со стороны Евросоюза в отношении России.
Ранее в зарубежных СМИ появилась информация, что Евросоюз может запретить страховать перевозки топлива из России, из-за чего под угрозой срыва могут быть любые суда, выходящие из российского порта, в том числе из Новороссийска, где нефть из КТК перекачивается в танкеры.
На данный момент эмбарго на российское сырье не распространяется на черное золото из Казахстана, перекачиваемое через КТК.
Однако эксперт в беседе с LS напомнил, что 90% прокачки нефти по Каспийскому трубопроводному консорциуму – это нефть трех иностранных компаний, которые осваивают местороджения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. Доля "КазМунайГаза" небольшая, и, вероятнее всего, она уже давно законтрактована.
"Западные санкции не могут бить по рукам своих же американских и европейских компаний, которые поставляют нефть мировым трейдерам либо на свои собственные нефтеперабатывающие мощности в Европе. Безусловно, для поставок из России это существенный урон. Так как отсечет часть поставок, но, вероятнее всего, не ограничит их полностью, а сделает транспортировку дороже", – пояснил основатель программы "Байдильдинов. Нефть".
Эксперт добавил, что эмбарго пока нет. По его мнению, о запрете не договорились и вряд ли договорятся, а также реализуют.
"Вероятность остановки поставок из России или Казахстана в Европу низкая. Просто будут дороже обходиться транспортировки и другие услуги. Сейчас нефть сорта Urals торгуется с дисконтом $25-30 к фьючерсам Brent. Казахстанская нефть традиционно торговалась ниже российской. Мы не очень-то и получаем выгоду от текущих высоких цен на нефть. Поэтому наши страны будут также качать. Просто разрыв между мировыми и фактическими ценами увеличится", – заключил Байдильдинов.
Напомним, в 2022 году Казахстан планировал добыть 87,5 млн тонн нефти. Позже прогноз был скорректирован до 85,7 млн тонн.
Кроме этого, у страны есть план по компенсации потерь из-за снижения добычи нефти.
Ранее LS сообщал, что авария на КТК произошла в конце марта 2022 года. Экспорт по трубопроводу был восстановлен только в конце апреля. Недополученный доход составил около $300 млн.