Из-за закрытой границы с Китаем казахстанский бизнес понес убытки в размере 170 млрд тенге. Такие цифры приводятся в депутатском запросе партии "Ак жол" профильным министерствам, сообщает LS.
По данным фракции, на границе с КНР сейчас простаивают около 5 тыс. товарных контейнеров на переходах "Хоргос-Алтынколь" и "Алашанькоу-Достык".
"Если раньше сроки поставки составляли около 25 дней, то сейчас эти они срываются до неопределенности. Стоимость ж/д перевозки одного контейнера из КНР до Казахстана в течение года увеличилась в четыре-пять раз, а автоперевозки – в пять-шесть раз. По предварительным данным, на текущий момент казахстанский бизнес уже понес убытков около 170 млрд тенге", – говорится в документе.
В партии также привели данные Масложирового союза Казахстана о том, что из-за карантинных ограничений в настоящий момент полностью остановлен транзит китайской стороной с порта "Циндао".
"На сегодня в порту находятся контейнеры с пищевым сырьем, прибывшие туда для транзита в Казахстан еще в апреле 2021 года. Аналогичная ситуация и у других экспедиторских компаний. Сложившаяся ситуация остро влияет как на дефицит сырья для отечественных производителей, так и на вывод из оборота значительных денежных средств, так как товар оплачен, но не доставлен. Производители вынуждены дополнительно брать кредиты для закупки сырья взамен застрявшего в Китае. А это отражается на себестоимости продукции и конечной стоимости для потребителя", – отметили в "Ак жоле".
Несмотря на то, что ж/д рейсы в Казахстан приостановлены, по сообщению партии, транзит из того же Китая в Европу через Казахстан открыт.
"Более того, грузопоток по железной дороге из Китая в Европу значительно растет. Для контейнеров, идущих в Европу на вышеуказанных погранпереходах ж/д платформы предоставляются в первую очередь, а контейнеры для казахстанских грузовладельцев вынуждены простаивать месяцами", – сетуют депутаты.
Они добавили, что импортерам приходится искать альтернативные пути доставки грузов.
"Сложилась парадоксальная ситуация, когда импортеры вынуждены заказывать доставку грузов в объезд территории Казахстана, то есть перевозку морем до портов Европы с КНР, далее доставка авто или ж/д по территории России и Европы. Или же мультимодальные маршруты через территорию Ирана, через Каспий или Среднюю Азию. И уже оттуда доставлять в Казахстан", – указано в запросе.