В ближайшие три года электронная коммерция вырастет в три раза. Такой прогноз LS озвучил глава Chocofamily Рамиль Мухоряпов.
По его словам, если на текущий момент рынок e-commerce составляет $2-3 млрд, то к 2024 году он составит $8,5 млрд.
"По показателю проникновения мы динамичнее, чем в России. На сегодня у интернет-бизнеса 8% в розничном товарообороте. У Китая он достигает 44%. Мы можем достичь такого показателя где-то за пять-семь лет", – пояснил бизнесмен.
Он также коснулся вопроса онлайн-сервиса по вызову такси. По его словам, с заходом нового конкурента на казахстанский рынок поездка подешевеет на 15-20%.
"На текущий момент цены на такси высокие за счет монополизации рынка. Однако с появлением нового игрока возникнет конкуренция, которая приведет к удешевлению поездок. Я ожидаю, что за счет этого в стране появится реальная стоимость перевозки", – заключил он.
Между тем, по информации министерства торговли и интеграции, по сравнению с 2019 годом в 2020 году оборот электронной торговли увеличился в 2,5 раза, до 1,1 трлн тенге. Количество покупателей в электронной торговле выросло на 20%, до 3,8 млн. На рынке работает более 650 интернет-магазинов. По данным Нацбанка, количество безналичных транзакций увеличилось в 2,4 раза, до 2,9 млрд операций, на 35,3 трлн тенге.
Ожидается, что доля электронной торговли в общем объеме розницы вырастет с 9,7% в 2020 году до 15% в 2025 году.
Также Казахстан планирует создавать бондовые склады, на которые в мире приходится в среднем 10-30% товарооборота стран. Ожидается, что за счет этого в Казахстане будет эффективнее задействована складская инфраструктура, созданы дополнительные рабочие места для обработки заказов на складах, а также увеличены бюджетные поступления от таможенных пошлин. Вместе с тем за счет возможностей для перенаправления объемов интернет-посылок через территорию Казахстана от общего объема перевозки в Европу казахстанские логистические компании к 2025 году смогут получить доходы от 132 млрд до 1,27 трлн тенге.
По информации Минторга, в сфере торговли существуют несколько направлений цифровизации, связанных с работой с потребителями. Они включают все этапы от возникновения интереса к торговой марке до момента совершения покупки. В логистике – от производителя до потребителя.
"Развитие электронной торговли будет происходить за счет создания благоприятной экосистемы для всех ее участников, а также обеспечения вовлеченности малого и среднего бизнеса в электронное партнерство с отечественными и международными электронными торговыми площадками", – отметили в ведомстве.
В целом, согласно "Концепции развития торговой отрасли", планируется увеличить объем несырьевого экспорта товаров и услуг в 2025 году до $41 млрд. Производительность труда вырастет на 11,8% по сравнению с 2019 годом. Инвестиции в основной капитал вырастут на 40%, а доля теневой экономики упадет до 5%. Биржевая торговля вырастет до 14% от общего объема торговли.
Развитие электронной торговли будет происходить в двух направлениях. Это стимулирование развития электронной торговли как инструмента продвижения отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке. А также развитие электронной торговли как инструмента выхода отечественных производителей товаров и услуг на экспорт.