Ельдар Абдразаков: Бизнесу в Казахстане нужно стать более организованным

25 сентября 2014 года
В Алматы прошел традиционный форум для бизнеса – Growth Forum, собравший на своей площадке казахстанских и зарубежных предпринимателей, глав национальных компаний для обсуждения наиболее актуальных проблем бизнеса и экономики Казахстана. Своими впечатлениями о форуме с редакцией LS поделился главный инициатор мероприятия, собственник группы «Сентрас» Ельдар Абдразаков. - Ельдар Советович, вы проводите уже четвертый форум в Казахстане. Каковы ваши общие впечатления от форума? Чем он отличается от предыдущего, какие новые выводы вы для себя сделали? Впечатления у нас с каждым годом все лучше – в форуме участвует все больше людей. Каждый раз мы стараемся приглашать более известных и авторитетных предпринимателей в мире. Конечно, нам еще далеко до способов коммуникаций, которые можно видеть на развитых рынках, но во всяком случае мы чувствуем, что к нам прислушиваются. У форума есть свои преимущества – мы не только обсуждаем какие-то наболевшие проблемы бизнеса, но и пытаемся реализовать определенные инициативы, донести их до государственных структур.  - Нам показалось, что на форуме было мало людей с реального сектора экономики. Как вы думаете, почему? Насколько вообще тяжело привлекать предпринимателей на форум? Мне кажется, в этом году было намного больше предпринимателей из реального сектора, чем в предыдущем. В целом очень трудно собрать казахстанских бизнесменов, потому что они плохо организованы по определению, они очень стеснительны – это простой фактор, они стесняются… - Стесняются или боятся? Не хотят быть замеченными? Нет, они стесняются! Они не знают, что скажут, чему могут научить других и не считают, что могут чему-то научиться. Многим не хватает навыков публичного лидерства. Каждый из них живет в своем мире, они привыкли обсуждать какие-то вопросы, решать проблемы один на один, между собой. Кроме того, у бизнеса много стереотипов. Большинство бизнесменов хорошо знают свой бизнес и не считают, что кто-то может научить их чему-то новому. - Это некая самоуспокоенность? Даже не самоуспокоенность... Это некоторый скепсис. Бизнес считает, что ничего нового не услышит. Хотя мы с каждым годом усиливаем контент мероприятия, повышаем интеллектуальный уровень дискуссий, качество обсуждений становится лучше, статус спикеров – выше, наверное, это можно заметить. Мне часто задают вопрос: «Зачем тебе это? Мы все это знаем и ничего нового не услышим». На самом деле очень много нового, много новых людей, интересных идей – нашим бы переварить все это. Нам хочется, чтобы у людей сформировалась позиция. Когда человек живет сам по себе, он до конца даже в своей позиции не уверен. Особенно это касается тех бизнесменов, которые не приходят на форум – у них очень низкая фактическая уверенность в себе, потому что они не могут довести свою точку зрения, убедить других людей в своей правоте. Вот в этом страх. Большинство боятся, что их не услышат, не захотят с ними разговаривать. Я думаю, что форум – это хорошая площадка, где можно попробовать себя в новых условиях, новой роли, постараться быть услышанным и услышать других людей. В этом плане эта площадка – уникальная. Мы не ориентируемся на чиновников, только на предпринимателей. Мы приводим лучших бизнесменов мира, с кем можно общаться, у кого можно учиться. Мне кажется, казахстанский бизнес должен пользоваться этими возможностями. К сожалению, бизнес в Казахстане разобщен, каждый живет сам по себе. Мы стараемся объединить казахстанских предпринимателей, научить их взаимодействовать друг с другом, находить общие точки соприкосновения, формулировать свою позицию и уметь доносить ее до власти. - Как вы знакомитесь с зарубежными предпринимателями? Пользуюсь теорией шести рукопожатий! Это теория, согласно которой любые два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей). Если я знаю друзей своих друзей, они знают других друзей и т.д. – на шестом уровне можно найти любого человека. Что нужно? Активность нужна. Никто не мог бы и представить, что люди такого уровня как, например, Верн Харниш, Пит Куэрс, Леонард Лаудер и другие могли бы приехать в Казахстан. Но мы смогли наладить диалог. - Скажите, пожалуйста, насколько близки проблемы нашего бизнеса зарубежным предпринимателям, которые приезжают на форум, – мы живем в абсолютно разных мирах или у них то же самое, что и у нас?  - У них было то же самое, только 150 лет назад. (Смеется.) За это время бизнес-климат на развитых рынках, конечно, совершенствовался. Основное отличие в том, что их бизнес формируется на основе рыночной практики. Возникает рыночная практика, люди начинают взаимодействовать и понимают, что вот здесь нужно обозначить правила игры. После этого государство облекает их в законодательную форму. На одно правило существует 10 принципов рыночной практики. У них нет огромных томов инструкций, запутанной и противоречивой бюрократии – они базируются на реальной практике, сегодняшней жизни и в результате все играют в долгосрочную понятную игру. В Казахстане немного другой порядок, мы только формируемся, наш рынок находится в зачаточном состоянии, нельзя сказать, что у нас вообще существует эффективная рыночная экономика. - А взаимоотношения власти и бизнеса у них также более понятные? Вы знаете, у них понятие национальных чемпионов очень ясное. Они даже не задумываются о том, кто должен быть национальным чемпионом. А у нас в Казахстане должно выйти постановление правительства о том, кто должен быть национальным чемпионом. (Смеется.) Мы оперируем разными категориями. - Чувствуете ли вы, что отношения между бизнесом и властью в Казахстане продвинулись на более высокий уровень? Пока нет. Да, у правительства есть желание что-то изменить, улучшить бизнес-климат в экономике, но пока это не приоритетная задача. Мы различаемся в приоритетах. Мы считаем, что это очень важно. Они говорят: «Ну, это важно, но где-то на десятом месте. У нас столько проблем!» Мы говорим: «Эти проблемы будут всегда. Вы постоянно будете выполнять роль пожарных, решая то одну проблему, то вторую, если будете фокусироваться скорее на срочных вопросах, чем на важных». Иногда видишь – да, действительно, что-то хотят сделать из лучших побуждений. Но потом все заканчивается как всегда.

Динара Шумаева

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.