Цены на продукты питания и услуги в Казахстане продолжат свой рост в 2015 году. Об этом LS сообщил председатель правления BRB INVEST Галим Хусаинов. «После девальвации в феврале 2014 года многие цены были заморожены, чтобы сдержать их рост. Это вызовет отложенную инфляцию в этом году, поэтому стоит ждать повышения стоимости услуг и товаров. С другой стороны, дешевая российская продукция будет сдерживать рост цен в Казахстане, если курс рубля и тенге останется таким же (2.81 за 1 тг - Нацбанк). Но, на мой взгляд, эффект будет краткосрочным и уже через пару лет он снизится», – отмечает Хусаинов. По официальным статданным с декабря 2013 года по декабрь 2014 года цены и тарифы на потребительские товары и услуги в Казахстане увеличились на 7,4%, на продовольственные - на 8%,на непродовольственные - на 7,8%, платные услуги подорожали на 6,4%. Инфляция за прошедший год достигла 7,8%. Ранее СМИ сообщали о росте цен на товары и услуги в России. Как это отразится на Казахстане, LS рассказали профессиональные участники рынка.
Председатель совета директоров холдинга "Raimbek Group" Раимбек Баталов объясняет, что низкие цены на российские товары сформированы из-за девальвация рубля и курсовой разницы. Однако, уверяет он, вскоре можно будет наблюдать обратную динамику. Р.Баталов отмечает, что в России большинство производителей используют импортное сырье, поэтому из-за девальвации валюты цены на их продукцию рано или поздно начнут расти. По его словам, для того, чтобы конкурировать с российскими товарами, казахстанские производители вынуждены сдерживать цены. Но в случае стабилизации тенге в 2015 году ценового скачка можно будет избежать. «Пока мы не планируем поднимать цены на свои товары, если курс тенге будет стабильный. Если он будет меняться и произойдет девальвация, мы будем вынуждены повышать их», – говорит казахстанский бизнесмен.
По мнению директора аналитического департамента АО «Брокерский Дом «Jazz Capital» Даната Намазбаева, существует несколько других предпосылок для роста цен в 2015 году. Причиной инфляции эксперт называет высокую ставку кредитов для предприятий и заемщиков, которая влияет на себестоимость конечной продукции. Следовательно, стоимость товаров повышается на величину процентной маржи коммерческих банков. Он напоминает, что до кризиса казахстанские банки использовали внешние источники финансирования, в частности, европейские банки. Теперь же отечественные финансовые институты вынуждены фондироваться на внутреннем рынке, привлекая депозиты населения. Это заимствование настолько краткосрочное, что банкам приходится активно кредитовать население даже на покупку недорогих потребительских товаров, например, утюгов и парфюмерии. По словам эксперта, для реального сектора экономики, особенно малого и среднего бизнеса, доступ к кредитованию практически закрыт. Д.Намазбаев считает, что на уровень инфляции в Казахстане влияет и налоговое бремя. Косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, пошлины, влияют на отпускную стоимость почти всех товаров и услуг, провоцируя рост цен. Кроме этого, бюрократия и коррупция в чиновничьей среде – причина издержек, которые несут предприниматели и закладывают их в себестоимость товаров.