В Казахстане планируют существенно увеличить конкурентоспособность автодорог на фоне растущего транзита. На это понадобится до 12 трлн тенге, передает LS.
Согласно проекту Национального инфраструктурного плана страны до 2029 года, в Казахстане сформировано семь основных международных автодорожных коридора: Западная Европа – Западный Китай; Алматы – Караганда – Астана – Петропавловск – граница России на Курган; Астана – Костанай – граница России на Челябинск; граница Китая – Майкапшагай – Калбатау – Семей – Павлодар – граница России на Омск; Алматы – Талдыкорган – Калбатау – Семей – граница России на Барнаул; Актобе – Атырау – граница России на Астрахань; Атырау – Уральск – граница России на Саратов.
Также будет сформирован восьмой коридор ТРАСЕКА* после завершения строительства дороги Бейнеу – Шалкар Иргиз.
В целом, по информации министерства индустрии и инфраструктурного развития, в 2023 году ведутся 16 проектов по реконструкции 3,6 тыс. км республиканских автодорог общей стоимостью 1,8 трлн тенге.
Отдельные участки из-за увеличения транспортного потока также требуют ремонта. В том числе участки коридоров Юг – Север, Центр – Запад, дороги в Кызылординской, Ұлытау, Карагандинской, Западно-Казахстанской, Актюбинской и Мангистауской областях.
Для этого определен перечень проектов для модернизации порядка 8 тыс. км трасс международного и республиканского значения. Необходимый объем финансирования составляет порядка 8 трлн тенге. С учетом ежегодной инфляции и удорожанием дорожно-строительных материалов, а также других необходимых ресурсов сумма может вырасти до 12 трлн тенге.
По ожиданиям МИИР, это приведет к увеличению конкурентоспособности автодорожной инфраструктуры и притоку транзитных грузов. Будет оптимизировано внутреннее транспортное сообщение, а также перемещение ресурсов и товаров между регионами страны.
Помимо этого, за счет капитальных вложений в развитие дорожной отрасли появятся новые маршруты для развития туризма и бизнеса.
"Для устранения барьеров в транзите необходимо модернизировать дорожную инфраструктуру и увеличить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Казахстана минимум до 2 тыс. транспортных средств в сутки", – отмечается в документе.
В том числе необходимы модернизация полосы движения автотранспорта, расширение зоны пограничного и таможенного контроля с созданием дополнительных точек обслуживания водителей и пассажиров, а также транзитных транспортных средств. Кроме того, необходимо привести все автомобильные пункты пропуска на внутренней и внешней границах ЕАЭС в соответствие с требованиями по техническому оснащению и организации их работы на границе Казахстана.
Поэтому в 2022-2027 годы будут модернизированы 36 пунктов.
Также для снижения износа дорожного покрытия планируется установить 63 автоматизированных станции измерения для контроля веса проезжающих грузовиков.
*ТРАСЕКА – программа международного сотрудничества между Евросоюзом и странами-партнерами по организации транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия.
Справка
Общая протяженность автодорог общего пользования международного, республиканского, областного и районного значения в Казахстане составляет 95 тыс. км.
Протяженность автодорог международного и республиканского значения составляет порядка 25 тыс. км, из которых 91% находится в нормативном состоянии.
Протяженность автодорог областного и районного значения составляет 70 тыс. км, из которых 85% находится в нормативном состоянии.