Во Всемирном банке ожидают, что более 800 тыс. человек окажутся за чертой бедности из-за спада, вызванного пандемией, передает LS.
В докладе фининститута по Казахстану "Преодолевая кризис" экономисты отметили, что затянувшийся кризис повлияет на увеличение неравенства в Казахстане.
"Предварительные оценки показывают, что уровень бедности может возрасти в 2020 году с прогнозируемых 8,3% до 12,7%, что соответствует более 800 тыс. людей, живущих в бедности. Шок для рынка труда, вызванный как пандемией, так и мерами по смягчению последствий, имеет серьезные последствия для занятости, особенно в секторах, где работают низкоквалифицированные работники. Неравный доступ к качественному образованию, особенно во время карантина, может негативно повлиять на развитие человеческого капитала особенно на социально уязвимые слои населения", – подчеркнули в документе.
Экономисты напомнили, что правительство Казахстана на раннем этапе приняло меры по сдерживанию распространения COVID-19. В частности, реализовало пакет фискальных мер, чтобы поддержать бизнес и домохозяйства, пострадавшие от кризиса.
"Необходимо продолжить и усилить этот эффективный подход к сдерживанию пандемии и повышению доступа к услугам здравоохранения. Однако для преодоления кризиса Казахстану также нужно максимально задействовать имеющиеся ресурсы и продолжить структурные реформы. Вероятно, правительству стоит провести перераспределение ресурсов из некоторых госпрограмм в пользу мер по повышению доступа к образованию и здравоохранению и их качества, а также временной поддержки работников и работодателей. Наличие среднесрочной программы реформирования также может способствовать привлечению ресурсов частного сектора, что позволит ему лучше адаптироваться и реагировать на новые возможности", – считают во Всемирном банке.
Помимо этого, эксперты заметили, что экономические последствия пандемии стали крупнейшими для экономики Казахстана за последние почти два десятилетия и уже оказывают существенное негативное влияние на ее рост.
"Падение цен на нефть в 2009 и 2015 годах резко сократило совокупный спрос и пошатнуло стабильность финансового сектора. В этот раз шоки сильно ударили по предложению в экономике в результате изоляционных мер, что являлось необходимой стратегией по сдерживанию пандемии. Пакет мер по стимулированию может способствовать восстановлению экономического роста только после отступления пандемии. Поэтому мы прогнозируем снижение ВВП на 3% в 2020 году и незначительное восстановление на 2,5% в 2021 году", – добавили в докладе.
Также в документе говорится, что, если пандемия будет продолжаться дольше и если спрос и цена на сырую нефть останутся низкими, в этом пессимистическом сценарии ВВП может сократиться на 5-6% в 2020 году, что может существенно повысить уровень бедности. Дальнейшее падение деловой активности значительно ухудшит финансовое состояние компаний и подорвет способность домашних хозяйств погашать долги, что в свою очередь увеличит риск роста количества проблемных кредитов и широкомасштабного кризиса.
При этом экономисты уточнили, что рост ВВП в I квартале не отражает всех масштабов пандемии, так как ухудшение условий торговли и общенациональное ограничение мобильности начались в середине марта.
"По оценкам, рост потребительского спроса может снизиться до 1,2% в годовом исчислении, отражая растущую обеспокоенность по поводу коронавируса и ограничительных мер, несмотря на устойчивый рост заработной платы, социальные выплаты домохозяйствам с низкими доходами и рост розничных кредитов. Годовой рост инвестиций может замедлиться до 1% и во многом будет поддержан прямыми иностранными инвестициями в нефтегазовый сектор и капиталовложениями в жилищное строительство, несмотря на существенное замедление внутренних частных инвестиций", – ожидают во Всемирном банке.
В то же время в докладе отметили, что кредитный портфель вырос на 3,2% в I квартале 2020 года и на 14,7% за прошлый год в номинальном выражении.
"Потребительское кредитование составляет более 60% кредитного портфеля физлиц и является основной движущей силой общего роста кредитования с ростом на 26% в годовом исчислении в I квартале 2020 года. Ипотечные займы стали вторым важным фактором общего роста кредитования, в основном благодаря госпрограммам жилищного кредитования, с ростом на 36% в годовом исчислении в I квартале. Между тем кредитование МСП продолжало сокращаться в реальном выражении, с 2% снижения в январе марте этого года и 6% за последний год", – пояснили в документе.
При этом, по мнению экономистов, вспышка коронавируса и замедление экономической деятельности окажут дальнейшее негативное влияние на рост кредитования и финансовое состояние банков. В этих условиях склонность к риску и способность фининститутов предоставлять ссуды качественным заемщикам ограничена, что может привести к появлению новых проблемных займов.
"Ожидается, что после "кредитных каникул" качество портфеля снизится из-за ухудшения финсостояния заемщиков. Новые потребительские и ипотечные ссуды, которые увеличивались в течение прошлого года, могут быть более рискованными, поскольку кредитоспособность этих клиентов остается в значительной степени непроверенной. По оценкам рейтинговых агентств, качество розничного кредитования пострадает больше всего, в основном из-за роста безработицы, вынужденных неоплачиваемых отпусков и снижения реальных располагаемых доходов", – подчеркнули в докладе.
Также экономисты ожидают, что из-за запуска пакета инициатив по стимулированию с целью смягчения экономического ущерба от пандемии в 2020 году позиция фискальной политики будет расширяющейся.
"Учитывая пакет стимулирующих мер в размере не менее $10 млрд, или 5,7% ВВП, около половины которого, по оценкам, поступает через бюджет, а остальная часть – из внебюджетных ресурсов, ожидается значительное увеличение дефицита госбюджета до 5,4% ВВП в 2020 году с 1,9% ВВП в 2019 году. Дефицит в этом году, очевидно, превышает показатель 2019 года и может потребовать дополнительного трансферта из Нацфонда и заимствований на внутреннем и внешнем рынках капитала для финансирования новых антикризисных мер и поддержания финансирования большей части докризисных инициатив", – прогнозируют они.
В то же время программы предоставления ликвидности МСП в форме дешевых кредитов для покрытия операционных и капитальных расходов, вероятно, будут финансироваться за счет средств центрального банка. Правительственные оценки показывают, что внешние заимствования, необходимые для финансирования возросшего дефицита бюджета, составят в 2020 году около $3 млрд.
Вместе с тем, по прогнозам Всемирного банка, ненефтяной бюджетный дефицит вырастет до 13,2% ВВП по сравнению с 8% в прошлом году. Так как возросшие расходы опережают ненефтяные доходы, которые значительно сокращаются в результате падения цен на сырьевые товары и замедления экономической активности. Снижение налоговых поступлений оценивается примерно в 2 трлн тенге, что объясняется значительным снижением уровня сбора НДС, снижением экспортных пошлин на сырую нефть и снижением корпоративного подоходного налога. Ожидается, что из-за экспансионистской направленности фискальной политики и событий, связанных с распространением коронавируса, отношение долга к ВВП в прогнозах будет постепенно увеличиваться в течение всего периода, хотя сохранится на управляемом уровне", – подчеркнули в фининституте.
Что касается инфляции, то в докладе уточнили, инфляционное давление затянется до конца 2020 года, но замедлится, так как эффект снижения обменного курса постепенно рассеивается.
"Инфляция в этом году останется выше целевого показателя центрального банка в 6% после снижения курса тенге. Тенге находится под давлением неустойчивых цен на нефть, которые будут оставаться на более низком уровне в течение продолжительного периода, и из-за менее жесткой налогово-бюджетной политики, которая поддерживает спрос на импортируемые товары. Ожидается, что увеличение бюджетных расходов в результате объявленных мер бюджетного стимулирования увеличит дефицит и государственный долг. Кризис вынудил власти задействовать резервы Нацфонда "на черный день", тем самым нарушая основные целевые показатели устойчивости бюджета. После того, как контрциклические расходы будут постепенно прекращены, ненефтяной дефицит может быть снова приобретет тенденцию на понижение. Однако для достижения среднесрочных бюджетных целей в будущем могут потребоваться значительные корректировки в налогово-бюджетной политике", – считают экономисты.
При этом резервы фонда будут продолжать смягчать негативные последствия внешних потрясений для финансового положения страны. Несмотря на то, что в ближайшие годы они могут упасть ниже порогового уровня в 30% ВВП, резервы по-прежнему обеспечивают существенную защиту от резких скачков цен на сырьевые товары.
"Прогнозируется, что госдолг вырастет до 30% ВВП, но останется устойчивым, несмотря на планы заимствования на международных рынках капитала. Между тем, если налоговые поступления в период экономического кризиса сократятся больше, чем ожидалось, бюджету могут потребоваться дополнительные ресурсы для устранения дефицита финансирования. В этом случае у страны есть фискальная способность увеличить доходы за счет внешних заимствований или дополнительных трансфертов из Нацфонда. Также ожидается, что дефицит счета текущих операций увеличится до 5% ВВП в 2020 году, в значительной степени из-за ухудшения условий торговли и сокращения объемов экспорта нефти. Затем он будет постепенно сокращаться в последующие годы по мере роста спроса и цены на нефть", – отметили во Всемирном банке.
Старший экономист фининститута Самсу Рахараджа прокомментировал действия властей в период пандемии. По его словам, накопленные бюджетные резервы позволили правительству ввести пакет мер по смягчению воздействия коронавируса на экономику.
"Однако слабый спрос и цены на нефть, а также затяжная пандемия представляют собой серьезные риски для экономических перспектив. Вероятно, властям целесообразно рассмотреть возможность использования имеющихся ресурсов для предоставления дополнительной помощи бедным и уязвимым слоям населения, защиту производственных активов и ускорение реформ в поддержку восстановления экономики", – отметил он.
По мнению экономистов, властям необходимо сделать так, чтобы меры по поддержке финансовых учреждений и заемщиков были ограничены во времени и чтобы они сохраняли финансовое здоровье и прозрачность банковской системы. Смягчение пруденциальных требований и расширение списка ликвидных активов может оказаться неэффективным для стимулирования роста кредитования, если основным сдерживающим фактором является восприятие рисков банками, а не регуляторная среда. И наоборот, такое смягчение, добавили эксперты, если оно не вполне оправданно, может создать проблемы с прозрачностью.
"Многие страны по всему миру разрешают банкам опускаться ниже определенных нормами резервов, созданных в "нормальные" времена, при этом необязательно меняются способы оценки рисков. Неоправданное ослабление пруденциальных норм может подорвать доверие к финансовой отчетности и недавно осуществленным мерам регулирования, тем самым потенциально усугубляя, а не ослабляя давление финансового рынка на банки", – считают экономисты.
В заключение в докладе отмечено, что в условиях вялого спроса и низких цен на нефть устойчивому восстановлению экономики могут способствовать такие меры, как повышение эффективности госуправления и услуг, включая использование электронных платформ, мобилизация ресурсов через улучшение налогового администрирования и использование механизма пересмотра и перераспределения бюджетных ресурсов в пользу эффективных госпрограмм. А возобновление внимания к реформам в сфере логистики, цифровых коммуникаций и в финансовом секторе могло бы поддержать частный сектор в поиске новых возможностей.
Ранее LS писал о том, что Казахстан получит $500 млн от Всемирного банка.