Более 6 трлн тенге потратят в Алматы на развитие города до 2030 года. Об этом сообщил аким Ерболат Досаев, передает LS.
В ходе презентации "Программы развития Алматы до 2025 года и среднесрочных перспективах до 2030 года" он пояснил, что, по предварительным оценкам, общая сумма реализации составит 6,1 трлн тенге. При этом 55% составят частные инвестиции. Из них в ближайшие три года планируется привлечение 1,3 трлн тенге и оставшиеся более 2 трлн тенге - в среднесрочной перспективе до 2030 года.
"Программа развития основана на семи основных целях, которые я представлял ранее в июле текущего года, это "Комфортная городская среда", "Устойчивый экономический рост", "Управляемая урбанизация", "Социальная устойчивость и стабильность", "Зеленый Алматы", "Смарт сити" и "Безопасный город", – подчеркнул он.
Согласно программе, из общего объема финансирования со стороны городского бюджета в 2022-2023 годы 593 млрд тенге необходимо на развитие инженерной инфраструктуры, 893 млрд тенге – на транспортную инфраструктуру, 1,3 трлн тенге – на социальную, рекреационную инфраструктуру. Также понадобится порядка 3,2 трлн тенге частных инвестиций на жилую застройку и коммерческую инфраструктуру (12,8 млн кв. м).
Кроме того, потребуется дополнительно 1,2 трлн тенге на изъятие земельных участков, необходимых для строительства социальной, дорожной, инженерной и рекреационной инфраструктуры.
В свою очередь, согласно информации его заместителя Мухита Азирбаева, мегаполис будет разделен на пять полицентров. Мастер-планы двух "Север" и "Восточные ворота" будут утверждены до конца этого года. До середины 2023 года то же будет сделано с другими тремя полицентрами. К 2030 году планируется полностью завершить формирование структуры полицентров с учетом их экономической специализации.
По его словам, для полицентричного развития до 2030 года понадобятся инвестиции в порядка 962,3 млрд тенге, из которых за счет инвестиций из бюджета 625,6 млрд тенге.
Он также сообщил о том, как будут отличаться территории:
Специализация полицентра "Север" ниже проспекта Раймбек батыра будет включать в себя редевелопмент индустриальных территорий и территорий с ветхим и индивидуальным жильем советского периода. Вместо промышленных зон и старого жилого фонда появится квартальная застройка нового типа – с более плотной сеткой улиц, скверами, активными первыми этажами под малый бизнес. Здесь появится новая рекреационная зона вдоль БАКа, на территории бывшего Зеленстроя, рощи Баума.
Полицентр "Восточные ворота" с учетом близости к меджународному аэропорту и трассы Западная Европа-Западный Китай будет специализироваться как логистический хаб с крупным мультимодальным транспортно-пересадочным узлом, включающим станцию ЛРТ, автовокзал "Восточный", линию БРТ, интегрированные с пригородным общественным транспортом. Здесь же планируется разместить выставочно-развлекательный центр, а также новую рекреационную зону с жилой и социальной инфраструктурой.
В полицентре "Запад" предполагается расширение территории Индустриальной зоны, в поселке Боралдай будет размещен Вокзал-3, на базе которого можно развить транспортно-логистический хаб. Будет развиваться инфраструктура вокруг этнографического парка "Сакские курганы", создан линейный рекреационный парк площадью 90 гектар, а также новые благоустроенные жилые кварталы, с необходимой инфраструктурой.
Схожая перспектива предусмотрена и для "Юго-Запада" – переформатирование уже имеющихся объектов. Оптово-розничный рынок "Алтын Орда" планируется преобразовать в оптово-распределительный центр, вместо рынка "Барлык" планируется создание крупного мультимодального транспортно-пересадочного узла, включающего автовокзал Западный, станции ЛРТ и метрополитена.
В границах "Исторического центра" будет продолжена работа по благоустройству и принята программа по восстановлению (реставрации) ремонту зданий, относящихся к историко-культурному наследию (в том числе находящихся в частной собственности), будут обновлены инженерные сети. В соответствии с экономической специализацией будет развиваться сфера туризма и сервисных услуг. Продолжится прокладка велополос и велодорожек, будут увеличены платные парковочные места. Примыкающие к "Историческому центру" промышленные предприятия и спецучреждения (АЗТМ, Завод им.Кирова, СИЗО) будут передислоцированы, вместо них и ветхого жилья появится квартальная застройка современного типа, а также новый деловой кластер.
Помимо развития полицентров, будет уделено внимание ревитализации участков существующей застройки советского периода, в том числе ветхого жилья, не подлежащего реставрации или восстановлению. До конца 2022 года будет утверждена городская программа реконструкции ветхого жилья.
Вместе с этим, будут устроены променады вдоль улиц Саина, Момышулы, Алтынсарина и других микрорайонных улиц.
В результате принятия и реализации нового Генерального плана Алматы и мастер-планов полицентров будут вводиться в эксплуатацию 1,5 млн кв. м жилья с ежегодным приростом на 10%, в том числе за счет реконструкции территориии с ветхим жильем.
Вместе с тем, для снижения износа ежегодно необходимо производить реконструкцию около 104 км сетей водоснабжения (диаметром от 100 до 1500 мм) на 13,2 млрд тенге, 57 км сетей водоотведения (диаметром от 100 до 1500 мм) на сумму 15,5 млрд тенге, 30 км тепловых сетей на сумму 15 млрд тенге, 120 км сетей электроснабжения на сумму 8,7 млрд тенге, 40 км газовых сетей на сумму 4 млрд тенге
Кроме того, в целях реализации новых проектов потребуется порядка 541 млрд тенге, из которых бюджетные 316,1 млрд тенге для строительства новых водоисточников, на внедрение умных технологий, для реконструкции и строительства канализационных коллекторов, реконструкции КНС и КОС, для улучшения уровня освещения и реализации проекта "Схемы развития электрических сетей до 2030 года", в рамках которого предусмотрен перевод воздушных сетей в кабельные, строительство электрических новых сетей.
В результате, к концу 2030 года доля изношенных сетей водоснабжения снизится с 55,8% до 39,6%, сетей водоотведения снизится с 57,5% до 39,5%, теплоснабжения с 60% до 44%.
Это позволит снизить потери в сетях водоснабжения с 30% до 20%, теплоснабжения с 17% до 14%, электроснабжения с 13% до 12%.
Между тем, другой заместитель Аскар Амрин сообщил, что до 2030 года для строительства дорог, пробивки радиальных улиц, транспортных развязок, метро, БРТ и ЛРТ понадобится порядка 560 млрд тенге.
Он также сообщил, что с Алматинской области ведутся переговоры о стандартизации транспортных маршрутов и отметил, что необходимо как можно скорее внедрить закон "Об Алматинской агломерации".