Выиграют ли казахстанские производители алкоголя от гармонизации акциза в ЕАЭС

Эксперты проанализировали возможные плюсы от планируемого  нововведения 

14 августа 2017 года
    

Президент ассоциации "Казалко" Амиржан Калеев рассказал LS о том, как повлияет на казахстанский рынок введение в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) гармонизированного акциза на алкогольную продукцию.

По его словам, помимо соглашения о гармонизации акцизов на табак и алкоголь, Евразийская экономическая комиссия разрабатывает также соглашение об обеспечении свободного оборота водочной продукции. И если за последние годы Казахстан значительно поднял акциз на крепкие напитки и приблизился к уровню России, то вопрос о свободной торговле данными товарами пока еще не работает.

Казахстан, по словам собеседника, все ограничения снял, тогда как Россия и Беларусь этого делать не спешат.

"Если все барьеры по выходу на рынки ЕАЭС будут сняты, мы сможем увеличить производство на 50-60% и поставлять туда. Наши предприятия из-за роста импорта и тенденции к снижению потребления крепкого алкоголя – объем рынка водочной продукции сокращается. За последние 10-15 лет он сократился на 30%, а из 52 предприятий, производящих этиловый спирт и водочную продукцию, осталось только 15. При этом оставшиеся заводы работают со средней нагрузкой производственной мощности в пределах 25-30%. Когда нам откроется рынок ЕАЭС, мы сможем процент загрузки увеличить до 50-60%", - заявил Калеев.

По его словам, введение гармонизированного акциза поможет сдерживать импорт алкогольной продукции.

"Когда наш акциз был в два, в три раза ниже - российским производителям водочной продукции было выгодно произвести у себя товар, вывезти в Казахстан и платить здесь пониженный акциз и НДС (в России он 18%, в Казахстане - 12%). Большая разница в ставке акциза стимулировала импорт водочной продукции в страну. Гармонизация акциза максимально снизит контрабандный оборот алкогольной продукции, который всегда возникает при большой разнице ставок. Однако к прошлому показателю доли импорта в 11% мы вряд ли вернемся", - добавил он.

По его словам, в основном импорт водки идет из России (около 90%), 5-6% идет из Беларуси, а 5-4% - из Украины.

Кроме того, производители алкоголя давно вынашивают планы по расширению экспорта. Если сейчас продажи водочной продукции и этилового спирта составляют примерно 1% от производства, то в будущем данный показатель планируется довести до 5-6%.

"В рамках ЕАЭС нас интересует рынок России, тогда как другие слишком малы. Нашу продукцию мы также поставляем в дальнее зарубежье - в Англию, Канаду, США. Но так как у них культура потребления другая (они чаще пьют виски и пиво), поставки небольшие. В прошлом году мы начали производить небольшие поставки в Турцию и Азербайджан. Также второй год мы плотно работаем с Вьетнамом. Мы создали там совместное предприятие "Казалко Вьетнам". Из-за бюрократических проволочек процесс затягивается. Но в октябре нам обещали выдать лицензию на поставки и, возможно, уже к Новому году мы начнем экспортировать водку. Вьетнамский рынок очень большой – 100 млн населения. Кроме того, данная страна находится в зоне свободной торговли с восемью странами, и мы сможем продвигать свою продукцию на соседние рынки", - добавил он.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.