Как изменится казахстанский рынок ГСМ после запрета ввоза российского топлива

Решение по ограничению поставок из соседнего государства будет принято в этом месяце

8 июня 2018 года
    

Специалисты нефтегазового сектора высказали LS свое мнение о том, как запрет на ввоз российского бензина и повышение ставки акцизов на ГСМ могут отразиться на топливном рынке Казахстана.

По мнению независимого эксперта Сергея Смирнова, в Казахстане снова возникнет дефицит ГСМ, что приведет к росту цен.

"Запрет направлен на переход к самообеспечению, но Казахстан планирует сделать это уже не первый год. При этом каждый раз в стране возникает дефицит, который ведет к подорожанию. В последний раз это случилось осенью прошлого года, хотя ничего не предвещало. В этом году дефицит может начаться после того, как в августе начнутся уборочные", - высказал свою точку зрения Смирнов.

Он добавил, что на дефицит также повлияет то, что в том году планируется переработать всего 16 млн тонн нефти, что на 1,5 млн тонн меньше, чем прогнозировалось в феврале 2018 года.

"Тем более модернизация Шымкентского НПЗ будет завершена только в сентябре этого года. Плюс надо два месяца, чтобы завод вышел на полный объем переработки. Поэтому я не верю, что у нас в этом году будет изобилие бензина. Но, даже если нехватки топлива не произойдет, с учетом того, что у нас цены ориентированы на российские, у которых литр АИ-92 стоит больше 200 тенге, стоимость в Казахстане все равно подрастет", - заметил собеседник LS.

Смирнов также обратил внимание на то, что Казахстан планирует продавать излишки топлива в Кыргызстан, и высказал мнение, что страна может остаться без достаточного для страны объема бензина.

"Несколько лет назад, когда Россия только запретила топливо классов ниже Евро-4, наше Минэнерго отрапортовало, что в Казахстане переполнены бензохранилища. Спустя две недели оказалось, что они наполовину полупустые. Сейчас, когда Казахстан перешел на экологический ГСМ, ситуация может повториться, так как можно спокойно контрабандой вывозить топливо", - пояснил спикер и добавил, что были случаи, когда в период дефицита бензин переправляли через границу в бензобаках. 

В свою очередь эксперт-аналитик группы компаний "Финам" Алексей Калачев также обратил внимание на то, что при помощи запрета ввоза бензина из России государство старается способствовать росту доли собственного топлива, объем производства которого должен был вырасти после модернизации НПЗ.

"Потребители обычно привязываются к постоянным поставщикам, и чтобы переориентировать рынок на новые объемы собственного производства требуются определенные усилия и время", - заметил Калачев.

Он привел в пример то, что в 2017 году из России было экспортировано 1,2 млн тонн легких дистиллятов, что на 6,9% меньше топлива, чем в 2016 году.

"Импорт топлива из России постепенно снижается. В перспективе к 2019 году, после завершения модернизации нефтеперерабатывающего завода в Шымкенте, Казахстан намерен выйти на полное самообеспечение, полностью отказаться от импорта топлива из соседней страны, возможно, если останутся излишки после удовлетворения собственных нужд, начать продавать топливо на экспорт", - пояснил собеседник LS.

Говоря о вопросе утечки топлива с внутреннего рынка, Калачев пояснил, что это касается соотношения цен на внутреннем и внешнем рынке и регулирования.

"Если стоимость в Кыргызстане будет ниже, вряд ли бензин потечет в этом направлении. Но, даже если цены будут выше, у правительства в руках есть такой инструмент, как экспортные пошлины. Всегда можно поднять пошлины на вывоз до величины, обеспечивающей приоритет внутреннему рынку", - высказал мнение собеседник LS.

Что касается повышения ставки акцизов, Калачев объяснил, что они обычно устанавливаются в расчете на тонну.

"С учетом средней плотности топлива, примерно равной для бензина Аи-92 около 0,735 кг/л, Аи-95 около 0,750 кг/л и для ДТ около 0,860 кг/л, изменение ставок акцизов на каждые 500 тенге в ту или иную сторону добавляет или вычитает к розничной цене одного литра топлива соответственно 0,37 тенге, 0,375 тенге или 0,43 тенге. Однако не факт, что такое изменение безусловно отложится в ценниках автозаправок. В условиях высокой конкуренции производители и сети АЗС могут взять на себя эти дополнительные издержки, и пока есть такая возможность, не рискнут поднимать цены", - заключил Калачев.

Напомним, ранее LS сообщал, как отразится на ценах ГСМ в Казахстане подорожавший российский бензин. Также LS информировал о том, когда Минэнерго намерено повысить акцизы на ГСМ. Также вы можете ознакомиться с информацией о том, какие страны продают Казахстану бензин.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.