Что будет с казахстанской мечтой о железнодорожном машиностроении

Отрасль была предметом гордости МИР. Почти год назад Исекешев рапортовал об успехах железнодорожного машиностроения

25 августа 2015 года

На последнем совещании у главы государства Нурсултана Назарбаева министр по инновациям и развитию (МИР) Асет Исекешев заявил о сокращении приоритетных отраслей, поддерживающихся в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития (ГПИИР) с 14 до четырех. Поддерживаться будут только сильные предприятия, имеющие в партнерах транснациональные корпорации или казахстанские компании-чемпионы.

Надо полагать, что в исключенных отраслях больших успехов достичь не удалось. В противном случае вряд ли бы отказались от их поддержки. Как сказал министр: «Мы видим, что более сильные предприятия продолжают работу, в то время как предприятия, не занимавшиеся модернизацией, будут банкротиться, что будет учтено в нашей программе занятости».

 В исключенные отрасли входят: черная металлургия, нефтепереработка, производство химикатов для промышленности, производство автотранспортных средств, их  частей, принадлежностей и двигателей, производство электрических машин и электрооборудования, производство сельскохозяйственной техники, производство  железнодорожной техники, производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности, производство машин и оборудования для  нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности, производство строительных материалов.

 Остались: цветная металлургия, производство удобрений и агрохимической продукции, нефтегазохимия и пищевая промышленность.

 По большому счету министр расписался в неэффективности ГПИИР.

 Возникает один частный и один общетеоретический вопросы.

Частный вопрос: что же теперь будет с железнодорожным машиностроением? Дело в том, что эта отрасль была предметом гордости МИР. Почти год назад (10 октября 2014г) на форуме «Машиностроение Казахстана в Программе индустриализации 2015-2019» Исекешев рапортовал об успехах железнодорожного машиностроения. Теперь оно выпало из числа приоритетных отраслей. Его индекс физического объема (ИФО) в июле этого года к прошлому месяцу составил 19% (падение в 5 раз). ИФО в январе – июле 2015 года к аналогичному периоду 2014 года – 45,1% (падение более чем в два раза). За первое полугодие текущего года локомотивостроительным заводом в Астане не было произведено ни одного локомотива.

Наша мечта о мощном железнодорожном машиностроении приказала долго жить?

Общетеоретический вопрос: приведут ли к успеху последние изменения в ГПИИР?

Чтобы ответить на этот вопрос, придется вспомнить немного экономическую историю и экономическую теорию.

Почему промышленная революция в XVIII веке произошла в Англии, а не в какой-нибудь другой стране? Потому что в Англии в то время сошлись несколько факторов: дорогой труд, дешевый капитал, либеральное промышленное регулирование и протекционизм (от него Англия отказалась в XIX веке, но это другая история).

Дорогой труд и заградительные пошлины на готовую текстильную продукцию стимулировали изобретение и внедрение прядильных станков (прялка Дженни, но у нее были предшественницы), каждый из которых замещал труд 5 рабочих. Дешевый капитал и либеральное регулирование позволили быстро наладить их производство и внедрение. Англия стала более чем на сто лет лидером текстильного производства.

Это случай замещения дешевым капиталом дорогого труда.

Но есть и обратные случаи, например, Республика Корея.

Дешевый труд и отсутствие капитала. В таких стартовых условиях был сделан упор на трудоемкое, ручное производство, обеспечившее конкурентное ценовое преимущество. Со временем дешевый труд становился все более дорогим – приходилось материально стимулировать производительность труда. Но к этому времени появился капитал и он был дешев. И капиталоемкое производство заместило трудоемкое. И надо помнить, что в Корее очень серьезно отнеслись к проблеме качества образования, поэтому в нужный момент у нее оказались подготовленные квалифицированные специалисты.

Есть еще один фактор – военная и финансовая помощь США. Его значение велико, но в принципе он укладывается в общую схему.

Это случай двухэтапного развития: первый этап – дешевый труд, второй этап – дешевый капитал.

Сингапур, примеривший сначала опыт Южной Кореи, от него отказался и решил сделать ставку на дешевый капитал и дорогой труд. Для этого он привлек производства из развитых стран, создал максимально либеральный финансовый рынок, сделал упор на благоприятную среду обитания и на качество образования.

Это случай, когда дешевый труд стараются максимально быстро сделать дорогим, и при этом его тут же замещают дешевым капиталом.

Это три базовых стандарта поведения, которым следуют страны, совершившие технический и технологический урок.

В Казахстане одновременно дороги и труд, и капитал. Соответственно, техническое перевооружение и создание новых капиталоемких производств (замещение труда капиталом) не может принести положительного эффекта: дорогой капитал, замещая труд, не ведет к снижению издержек производства, а значит и к росту конкурентоспособности отечественного производства. Косвенно в этом можно убедиться, если посмотреть на диаграмму, отображающую предельную норму замещения труда капиталом – единица капитала замещает меньше единицы труда. При эффективных капитальных вложениях капитал должен замещать труд в совсем других пропорциях – на единицу капитала должно приходиться количество труда больше, чем единица. Получившееся соотношение как раз и отражает тот факт, что инвестиции в основной капитал не снижают (или снижают несущественно) издержки производства. Поэтому и локомотивостроительный завод встал – его издержки оказались до такой степени высоки, что он не смог предложить конкурентоспособной цены.

Относительная дороговизна труда объясняется тем, что материальное стимулирование работников не соответствует их производительности труда. Происходит это от того, что у нас нарушено воспроизводство рабочих специальностей и предприятия переманивают друг у друга работников, завышая стоимость их труда.

Так что мы вряд ли увидим реальные успехи ГПИИР.

Жарас Ахметов,

генеральный директор Oil Gas Project.

 
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.