Поговорим немного о бюджете на будущий год.
К сообщению прикреплены две таблицы: сравнение плановых показателей расходной части бюджетов на 2015 и 2016 годы и сравнение плановых показателей по доходной части бюджетов 2015 и 2016 годов. Показатели по 2015 году взяты по пересмотренному в феврале этого года бюджету.
По расходной части.
Мы видим, что в сравнении с 2015 годом сокращены практически все статьи за исключением социальных. Таких, как образование, здравоохранение, социальные пособия и помощь. Прирост в разделе "Прочие" связан с выделением министерству здравоохранения и соцразвития почти 285 млрд тенге на выплаты медицинским работникам в связи с переходом на новую модель оплаты труда. Деталей не знаю, но, думаю, не будет большой ошибкой и эти платежи отнести к социальному блоку.
Не стал расписывать раздел "Бюджетные кредиты", просто замечу, что в 2016 году чистое бюджетное кредитование запланировано в размере 87,5 млрд тенге, что больше плана на этот год на 11,7%.
В целом бюджет следующего года не ориентирован на стимулирование роста экономики. Скорее, про него можно сказать словами Мальчиша-Кибальчиша: "Нам бы день продержаться, нам бы ночь простоять".
По доходной части.
В проекте предусмотрен рост налоговых поступлений в сравнении с планом на 2015 год на 9,3%. Если учесть, что основные налоговые новации будут внедряться только в 2017 году, то такой рост вызывает некоторые сомнения: последние пять лет существует четкая линейная зависимость между номинальным ВВП и налоговыми поступлениями - они составляют примерно 13,5% от ВВП. Соответственно, чтобы налоги дали прирост в 9,3%, номинальный ВВП тоже должен вырасти примерно на 9-10%. При уже сложившейся тенденции к сжатию экономики на это сложно рассчитывать. Особенно учитывая, что основной прирост должен дать НДС – рост на 41,4% в 2016 году к 2015 году.
На самом деле, если не говорить о структурных реформах, вопрос заключается в следующем: есть ли смысл планировать сокращение дефицита бюджета (по плану на 2016 год он ниже на 42% плана на 2015 год)? Может, наоборот, плюнуть на дефицит бюджета, нарастить госдолг, но попытаться простимулировать рост экономики?
Это не простой вопрос. Он требует и специального изучения, и специального обсуждения. Но на него надо дать ответ.
Жарас Ахметов, директор компании Oil Gas Project