Глава Алматинской области Канат Бозумбаев рассказал, каким будет город-спутник рядом с Алматы, передает LS.
Во время интервью BaitassovLive Бозумбаев сообщил, что концепция проекта G4 City была изменена. Теперь вместо четырех городов планируется построить один.
"Будем менять генплан. Город появится по капшагайской трассе, примерно в 5 км от Первомайки и до Капшагая", – пояснил Бозумбаев.
Что касается инфраструктуры, то она уже подведена к Gate City, куда уже инвестировали 37 млрд тенге. В частности, уже есть вода, котельная и другие объекты.
При этом Бозумбаев отметил, что название города будет изменено на Gate District. И добавил, что новый проект города подготовила сингапурская компания Surbana Jurong, которая хочет управлять и приводить инвестиции и сама вкладываться в объект. Бозумбаев подчеркнул, что город будет большим, который будет состоять из четырех районов.
"Первая часть будет административно-жилая. Вторая – научно-образовательная, где будут университеты и медицинский хаб. Третий район отдадут под промышленность, где расположат предприятия по агропереработке, большие дата-центры. Сингапурцам негде хранить свою информацию, и мы можем им помочь не очень дорого, а Казахстан сможет еще и заработать", – рассказал Бозумбаев.
По его словам, ближе к Капшагаю в километрах 10 будет расположен Green District – развлекательная, туристическая часть. Он отметил, что казино будут расположены в отдельной зоне, где будет построен клуб. Также появится большой развлекательный парк наподобие Disneyland. Сюда же могут войти разные бренды.
"Этот весь город будет открыт для иностранцев. Если они будут инвестровать, то смогут получить вид на жительство. Предполагается, что весь город будет регулироваться английским правом, то есть юрисдикция будет в МФЦА, так как инвесторы должны быть уверены в защите. К сожалению, ни процессы, происходящие в соседних странах, ни январские события не прибавляют им уверенности. Поэтому нужно прилагать экстраординарные усилия", – рассказал он.
Вместе с тем Бозумбаев добавил, что внутренних инвестиций в 1,8 трлн тенге до 2025 года привлечь на территорию нынешней Алматиснкой области не получится. Он пояснил, что столько средств внутри страны только для отдельно взятой области нет.
"Поэтому иностранные инвесторы нужны. Весь мир так живет, и не нужно бояться. Конечно, с точки зрения вида на жительство для некоторых государств, где миллиард населения, нужны какие-то ограничения делать по количеству ежегодного выдаваемых разрешений. Все это будет регулироваться государством", – подчеркнул Бозумбаев.
В целом же по реализации проекта по строителсьтву города-спутника, по словам Бозумбаева, решение будет принято уже этим летом.
Также глава региона сообщил, что в будущем Алматинская область без Жетысу будет интересна инвесторам как агроиндустрильный регион. В частности, в этой области будет налажена агропереработка, Предпологается, что в регионе откроются сотни предприятий этого направления. Также будут построены хранилища для овощей и фруктов.
Вместе с тем в Алматинской области можно развивать возобновляемые источники, такие как гидроресурсы, солнечные, ветровые. По его словам, огромный потенциал есть у Илийского и Жамбыльского районов – в предпесковой зоне, где можно построить энергетические мощности.
Бозумбаев добавил, что в индустриальной зоне Талгарского района планируют запустить проекты в стройиндустрии. Он отметил, что туда зайдут и иностранные инвесторы.
"Есть компания, у которой 60 заводов по всему миру. Она хочет два завода открыть. Планировали приступить к реализации проекта 1 апреля, но переносится на пару месяцев из-за конфликта между соседями. В частности, эта ситуация повлияла на логистику", – сообщил глава региона.
Что касается аэропорта, то Бозумбаев побывал на месте, где предполагалось строительство этого объекта, это в 7-8 км от Капшагая. Он отметил, что в планах этот проект есть, но он будет расположен в другом месте. Глава области отметил, что этот вопрос обсуждается, и на текущий момент нужно развивать аэропорт Алматы. Пока же строительство воздушной гавани в регионе остается в перспективе.
Бозумбаев рассказал и о будущем двух станций "Достык" и "Хоргос".
"Три дня назад был в "Достыке". Мы выделили земельный участок для инвестора, который построит логистический центр с позволяющий принимать грузы с узкой колеи Китая на широкую казахстанскую автоматическую перевалку. В частности, его мощность составит где-то 9 млн сыпучих грузов и 330 тыс. контейнеров. Также два-три предприятия строят аналогичные объекты. Значит мощность увеличится еще где-то на 1-1,5 млн контейнеров", – поделился планами аким области.
Он отметил, что еще нужно будет построить вторую линию железной дороги Достык – Мойынты, поскольку у существующей однопутной дороги не хватит мощностей. По его словам, КТЖ уже этим занимается.
"В итоге область Жетысу получит развитие логистики. Это строительство Достык – Мойынты в Карагандинскую область и строительство четырех объектов по перевалке грузов. Это новые возможности, тысячи рабочих мест, налоги, возможности для китайского бизнеса выйти на европейские рынки, так как сроки доставки будут сокращаться на две недели. По стоимости тоже можно посоревноваться", – сообщил Бозумбаев.
Также, по его словам, сингапурская компания тоже хочет войти на казахстанский рынок и првести еще 2 млн контейрных перевозок. В будущем эти проекты позволять увеличить мощности в два раза.