Озвучена основная версия крушения самолета Bek Air

Комиссия рассмотрела четыре варианта произошедшей трагедии

10 января 2020 года

В Казахстане назвали основную причину крушения самолета Bek Air 27 декабря 2019 года, передает LS.

По словам заместителя премьер-министра Романа Скляра, крылья самолета Bek Air не обработали специальной противобледенительной жидкостью.

"Самолет был подготовлен к полетам в полном объеме технического обслуживания. Комиссия отмечает, что работы по обработке данного самолета противообледенительной жидкостью были выполнены частично. По распоряжению командира воздушного судна было принято решение об обработке только стабилизатора противообледенительной жидкостью, а крылья самолета не обрабатывались. 27 декабря в период с 01:00 до 07:00 в аэропорту Алматы были обработаны противообледенительной жидкостью лишь пять воздушных судов, еще столько же не обрабатывались", – заявил он.

По словам Скляра, после расшифроки данных бортовых самописцев комиссии удалось восстановить хронологию возникновения и развития особой ситуации.

В 07:20:02 был начат взлет.

В 07:20:41 на приборной скорости 140 узлов экипажем были начаты действия по подъему передней стойки шасси.

В 07:20:45 – отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы, на приборной скорости – 148 узлов, это максимально достигнутая скорость.

"После отрыва произошло сваливание самолета с развитием вначале левого на пять градусов, затем правого до 19 градусов и опять левого до 15 градусов кренов. Экипаж пытался удержать воздушное судно на заданной траектории взлета путем отклонения органов управления. В результате развития кренящих моментов и уменьшения вертикальной перегрузки произошло касание взлетно-посадочной полосы основными стойками шасси и левым крылом. На основании имеющейся информации второй пилот через 10 секунд после отрыва предпринял попытку прекращения полета, уменьшив режим работы двигателей. Однако через четыре-пять секунд режим работы двигателей был опять увеличен до 93-95% и взлет был продолжен. Данные действия подтверждаются переговорами экипажа самолета и записью параметров силовой установки", – уточнил он.

Далее, по информации Скляра, в 07:20:53 начал развиваться правый крен воздушного судна, на что пилот реагирует фразой: "Что такое?"

"В 07:20:54 второй пилот ответил: "Не знаю, что такое, стабилизатор, тормози". Одновременно с этой фразой наиболее вероятно, что второй пилот переводит рычаги управления двигателя на малый газ. В 07:20:57 командир судна, реагируя на действия второго пилота, говорит: "Не нужно, что ты делаешь". При этом наиболее вероятно командир перемещает рычаги управления во взлетный режим, сопровождая фразой: "Поехали, ушли, ушли". В 07:21:04 командир дает команду убрать шасси. В дальнейшем происходило многократное касание самолетом взлетно-посадочной полосы: шесть раз хвостовой частью, четыре раза – основными стойками шасси, один раз – крылом", – продолжил заместитель премьер-министра.

Он добавил, что выкатыванием самолета на левую полосу безопасности повреждены 38 огней взлетно-посадочной полосы.

"В 07:21:15 на высоте пять метров началась уборка шасси. В дальнейшем произошло приземление самолета на фюзеляж с последовавшим движением по грунту за пределами взлетно-посадочной полосы", – сказал Скляр.

Он отметил, что на сегодня комиссия установила четыре версии причин произошедшей авиакатастрофы. Первая – нарушение коммерческой загрузки и центровки воздушного судна, вторая – воздействие внешних факторов, таких как метеоусловия, сдвиг ветра, спутная струя и обледенение, третья – ошибка экипажа в технике пилотирования, четвертая – отказ авиационной техники.

"По первой версии комиссией в настоящее время установлено, что нарушение по коммерческой загрузке отцентровки самолета не было. По второй версии – воздействие внешних факторов в период выполнения полета – ветер на посадочной полосе был устойчивый со скоростью 1-2 м/с. В этих условиях, исходя из направлений скорости ветра и временного интервала между взлетающими самолетами в 110 секунд, спутный след сместился влево на расстоянии не мене 50 м от взлетно посадочной полосы. Соответственно, он не мог оказать влияния на возникновение особой ситуации", – уточнил заместитель премьер-министра.
 
Касательно обледения воздушного судна комиссия отмечает факт о неисключении вероятности отложения льда на поверхности самолета, простоявшего на стоянке около двух суток, подчеркнул он.
 
"По остальным версиям комиссия продолжает работу. Таким образом, с учетом изученной метеорологической информации и анализа данных бортового самописца основной версией катастрофы является обледенение воздушного судна", – заявил Скляр.
 
Он также отметил, что постройки близ взлетно-посадочной полосы аэропорта Алматы незаконные.

"Что касается вопросов незаконной застройки за территорией аэропорта, Антикоррупционной службой по Алматинской области проводится досудебное расследование по фактам незаконной выдачи земельных участков в Талгарском районе вблизи аэропорта Алматы", – продолжил заместитель премьер-министра.

Он добавил, что установлены факты незаконной выдачи земельных участков под строительство. 

"Установлено, что в 2015-2019 годах должностные лица акимата Талгарского района, злоупотребляя своими должностными полномочиями, выносили незаконные решения о предоставлении земельных участков в санитарной защитной зоне аэропорта для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе для жилого строительства", – резюмировал Скляр.

Между тем генеральный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко рассказал о сроках завершения полного расследования катастрофы. По его словам, согласно мировой практике, это занимает несколько месяцев и даже больше года. 

В расследовании также принимает участие уполномоченный представитель и советники государства – разработчика и изготовителя воздушного судна – Нидерландов.

"В связи с этим предусмотрена процедура, по которой комиссия на завершающем этапе расследования направляет проект окончательного расчета государству-разработчику. В течение 60 суток рассматривают и дают свои комментарии. В дальнейшем проводятся процедуры по согласованию комментариев, принятию их или отклонению", – пояснил Сороченко.

Он отметил, что одним из направлений работы комиссии и МАК является анализ ранее произошедших авиационных происшествий с воздушными судами типа Fokker-100.

"Некоторые из этих авиационных происшествий требуют особого внимания и анализа. Так, высокую сходность динамики полета и развития особой ситуации мы отмечаем в авиационном происшествии, которое произошло во Франции в 2007 году, в Югославии в 1997 году. В настоящее время мы запросили у уполномоченного органа Франции материалы расследования данного авиационного происшествия для проведения детального анализа. После получения информации проведем синхронизацию двух полетов и сделаем соответствующие выводы", – резюмировал Сороченко.

В свою очередь вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Берик Камалиев рассказал о дальнейшей судьбе авиакомпании Bek Air.

"В настоящее время по поручению президента РК проводится проверка всех отечественных авиакомпаний, выполняющих регулярные пассажирские рейсы, на соответствие требований по безопасности полетов в части соблюдения норм по поддержанию летной годности, правил производства полетов, подготовки персонала", – отметил он.

В том числе авиационной администрацией Казахстана осуществляется проверка компании Bek Air с участием представителей британского и европейского агентств гражданской авиации.

"По результатам проверки будет принято решение о дальнейшей работе авиакомпании. В ближайшее время информация будет опубликована", – сообщил Камалиев.

Напомним, 27 декабря 2019 года самолет, рейс №Z2100, авиакомпании Bek Air, совершавший перелет по направлениию Алматы – Нур-Султан при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. При крушении погибли 12 человек, в том числе и командир воздушного судна. На борту находились 93 пассажиров и пять членов экипажа.

Спустя несколько дней руководство Bek Air озвучило свою версию причины трагедии авиакатастрофы – попадание в спутный след от более тяжелого самолета. Отметим, что деятельность самой авиакомпании в Казахстане приостановлена

Между тем Скляр пообещал, что все виновные в трагедии самолета Bek Air под Алматы понесут ответственность

В свою очередь президент Касым-Жомарт Токаев поручил оказать материальную помощь семьям погибших при крушении самолета

Ранее LS писал о том, из каких самолетов состоит парк воздушных судов Казахстана. Так, в 2017 году в стране было зарегистрированно 15 бортов Fokker 100.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.