Изменится ли спрос на ипотеку и автокредиты в Казахстане – мнение

14 июня 2023 года

Интерес казахстанцев к жилищным займам снизился, однако на автокредиты он вырос. О том, как может сложиться спрос на рынке займов, LS рассказали профучастники.

Согласно опросу фининститутов, который провел Нацбанк, низкий спрос на жилищные ссуды связан с быстрым освоением лимитов по средствам, выделенным по госпрограмме "7-20-25". В сравнении с предыдущим кварталом количество заявок на ипотеку в I квартале этого года снизилось с 224 тыс. до 194 тыс. Другая ситуация наблюдалась в сегменте автокредитования, где число заявок увеличилось на 7%, до 532 тыс.

Банки ожидают, что во II квартале спрос на ипотечные займы и автокредиты вырастет. 

Тем временем председатель правления Bereke Bank Андрей Тимченко предположил, что рынок ипотеки Казахстана будет полностью зависеть от госпрограмм.

"Без них объем ипотеки на рынке будет очень маленький, потому что у банков таких длинных денег нет, в природе просто нету. Когда-то у нас было 14 пенсионных фондов, и можно было длинные облигации выпускать на 10, 20, 30 лет. Но сейчас у нас один фонд, и, кроме госпрограмм, нам неоткуда взять деньги под жилищные займы", – ответил банкир на вопрос корреспондента LS.

Эксперт команды Jusan Analytics Сунгат Рысбек отметил, что и автокредитование остается одним из востребованных залоговых займов населения.  

Ссылаясь на данные ПКБ, он рассказал, что за два года в среднем ежеквартально портфель автокредитов рос на 59 млрд тенге. Тогда как во время выдачи льготных займов он достигал 221 млрд тенге. При этом эксперт обратил внимание на уровень отказов в этом сегменте. По информации Нацбанка, в IV квартале 2022 года он составил 86%, а в последние несколько лет не опускался ниже 80%. По словам Рысбека, из-за частых отказов большинство казахстанцев стали кредитоваться в МФО.

"С нашей точки зрения, внедрение госпрограммы автокредитования искажает рынок, раздувая стоимость авто, делая его менее доступным для населения.  Сейчас большинство банков и МФО создают собственные продукты на этом рынке. Учитывая повышенный спрос и конкуренцию, участники рынка в условиях конкуренции смогут определить оптимальную ставку как для населения, так и для себя", – считает эксперт.

Оценивая этот рынок, аналитик напомнил о его высоком потребительском потенциале.

"Согласно данным ПКБ, средняя оборачиваемость займов на приобретение авто составляет 2,5 года, при плановом сроке погашения займа в среднем составляет 10 лет. Подобная тенденция объясняется высоким наличием спекуляций и перепродажи авто на вторичном рынке, благодаря чему заемщики закрывают текущие кредиты и получают новые", – пояснил он.

Между тем экономист Эльдар Шамсутдинов назвал прогноз по автокредитованию "слишком оптимистичным". По его мнению, продажи как новых, так и б/у автомобилей падают, поскольку долгое время они поддерживались за счет кредитных средств. 

"В целом, доля займов на авто в общем кредитном портфеле банков невысокая и занимает порядка 5,7% (1,5 трлн тенге), при этом его портфель высокооборачиваемый. Он обновляется за 2,5 года, а льготные ссуды могут замедлить оборачиваемость портфеля до пяти лет", – уточнил он.

Также собеседник LS отметил, что исторически на этом рынке сложился большой потенциал спроса и высокая ставка по займу.

Ранее глава МИИР Марат Карабаев рассказал, что в Казахстане изменят механизм выдачи автокредитов по госпрограмме.

А в 2022 году доля льготной ипотеки достигала 90% от всей выдачи ссуд на жилье. Такие данные LS озвучил аналитик АФК Рамазан Досов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.