Закрытие Нацбанком программы льготного автокредитования скажется на рынке, но не станет трагедией. Такое мнение LS высказал зампред правления "КазАвтоПром" Артур Мискарян.
По словам Мискаряна, вероятное прекращение программы или сокращение фондирования скажется на темпах рыночного роста, но не повлечет разрушительных последствий для рынка легковых авто.
"Однако стоит принимать во внимание, что даже нынешних темпов роста продаж новых автомобилей недостаточно для того, чтобы существенно повлиять на проблему старого автопарка – средний возраст автомобилей в стране сегодня превышает 20 лет. Это обстоятельство представляет серьезную проблему с точки зрения дорожной безопасности и экологической обстановки. Для решения этой проблемы необходимо сделать более интенсивным обновление автопарка страны, а прекращение работы программы его, напротив, замедлит", – высказался собеседник LS.
Он добавил, что за последние три года на долю программы льготного кредитования приходилось не более 12% ежегодного сбыта автомобилей отечественного производства. В 2020 году по этой программе реализовано 8 тыс. машин из 90 тыс. единиц. Это около 9% всего рынка. Рост продаж составляет 20-25% в год с 2018 года.
Комментируя ценообразование, Мискарян отметил, что на это влияет стабильность национальной валюты и наличие здоровой конкуренции на рынке – с разнообразием представленных дилеров и производителей.
"Программа льготного кредитования не оказывает воздействия на рынок с точки зрения волатильности цен. Другой вопрос, что программа являет собой уникальное для нашего рынка предложение по кредиту, которого потребители, вероятно, лишатся. Условия по рыночным автокредитам, на самом деле, существенно сказываются на доступности автомобилей для потребителя", – сообщил представитель союза.
По словам собеседника LS, в среднем автокредиты доступны при первоначальном взносе 10% от стоимости автомобиля, а ставка вознаграждения, в зависимости от конкретного предложения, может составлять от 14,9% до 26%.
"Именно поэтому программа льготного кредитования – уникальная возможность для потребителей. В соседних странах, как мы видим в последнее время, фондирование аналогичных программ активно наращивается с той целью, чтобы поддержать как потребителей, так и отечественных производителей. Такой подход особенно оправдан сегодня – в условиях пандемии", – заключил он.
Напомним, ранее Национальный банк объявил о том, что завершает финансирование программы льготного автокредитование. При этом была предусмотрена возможность дальнейшего использования ранее выделенных Нацбанком 40 млрд тенге для кредитования покупателей легкового автотранспорта, произведенного в Казахстане. Банк развития Казахстана дальнейшую реализацию программы пока не прокомментировал.