Aviata и Chocotravel объединились. Что дальше?

Выиграл ли потребитель? Не думаю

1 марта 2018 года

Aviata.kz и Chocotravel объединились - что это значит для рынка?

1. Что произошло на самом деле – Aviata.kz и Chocotravel обменялись акциями. Причем Chocotravel  доплатил за свой пакет, так как имеет меньшую долю и до сих пор убыточен. Сейчас владеют 50 на 50 объединенной компанией

2. Очень рад за ребят, Евгений Матвеев, и потому что наконец заработали денег (отлично помню, как начиналось все в шах-тревеле и к чему привело - это успех!) и за Рамиль Мухоряпов, продолжающего строить большую компанию. С них надо книги писать на нашем скудном поле успешных бизнесменов!

3. Что дальше? На рынке останутся два бренда со своей стратегией. В онлайне будут также дальше конкурировать, в офлайне маркетинговые усилия по отжиму площадок объединят. И, да, они обходят Lamoda по обороту.

4. Кто выиграл от сделки - в первую очередь акционеры, если смотреть на перспективу трех - пяти лет и будущей продажи компании крупному российскому, китайскому или американскому игроку. Также компании объединят усилия по отжиму авиакомпаний и тревел-сегмента. А там при небольшой марже и огромном обороте каждое 0.1% уже победа. Плюс у "Авиаты" за счет основного акционера были суперусловия у ряда игроков. Теперь они будут у обоих компаний.

5. Кто проиграл? Будет сложнее их конкурентам (украинский Tikets, российский билетих и Onetwotrip, казахстанский Santufei). Тревел-игроки и авиакомпании напряглись. Они это не любят и будут что-то придумывать в ответ.

6. Выиграл ли потребитель? Не думаю. Сокращение конкуренции никогда положительно не влияло. Хотя, зная Алексея и его перфекционизм, пришедшие деньги помогут быстрее запускать изменения в технической части - тут будет явный выигрыш.

7. Какие риски есть у новых партнеров? 

А) продажи. До сих пор каждая сделка группы Choco почти убивала купленные проекты (трафик и у Besmart и у Foodpanda упал). Но в этот раз покупка (вернее, обмен) действительно удачен (прибыльная и растущая компания) – и это явное отличие от Besmart и Foodpanda, где ситуация и мотивы покупки совсем иные (одни закрывали бизнес в стране, вторые играли в ва-банк и выиграли). 

Учитывая наличие других сильных конкурентов в авиа, думаю, не расслабятся и трафик не потеряют.

Б) скорость принятия решений. Умение договариваться у них. Большинство бизнес-процессов отлажены - думаю, найдут рабочую схему. Главное, чтобы не начались идеологические разногласия и "черный лебедь" в пока бурно растущий сегмент не залетел.

‎В) имидж. Не секрет, что Chocofamily здорово подпортила свою репутацию рекламой с голыми стюардессами. За Choco-компаниями закрепилась репутация дешевых дискаунтеров. Аудитории у проектов разные. И вот это мне кажется главная опасность для общей компании. Тем более что в общественном сознании именно "Chocofamily купила еще одну компанию", а не наоборот. Вот тут надо хорошо подумать, что делать, чтобы не догнать кармических долгов.

‎8. Важный момент: Aviata не вошла в Chocofamily. Aviata вошла только в Chocotravel. И это, похоже, защита от риска в)-пункта выше. 

Событие, несомненно, важное для рынка e-commerce Казнета и войдет в его историю.

Константин Горожанкин, основатель Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.