Мажилисмен Уласбек Садибеков высказал обеспокоенность ростом нарушений финансовой дисциплины, передает LS.
По его словам, в 2023 году внешний госаудит выявил нарушения на 861,9 млрд тенге, что на 64,8% больше, чем годом ранее. Из этой суммы 154 млрд тенге приходится на прямые финансовые нарушения, еще 708 млрд – на неэффективное планирование и использование госсредств.
"Причинами снижения доходов бюджета стали в первую очередь падение мировых цен на металлы, отсутствие разовых поступлений и снижение прибыли у ряда крупных предприятий. Но есть и системные внутренние проблемы. В стране сохраняется высокая доля теневой экономики, значительный объем неформальной занятости, а меры по стимулированию роста и сдерживанию инфляции недостаточны", – сообщил он.
Он добавил, что в 2024 году доходная часть бюджета была исполнена на 97,2%, расходная – на 97,8%. Однако 609 млрд тенге остались неосвоенными.
По данным мажилисмена, на начало этого года госдолг страны составил 31,8 трлн тенге, или 23,5% ВВП. Из них 30,1 трлн тенге приходится на правительственный долг. На его обслуживание и погашение в 2024 году было направлено 5,6 трлн тенге – 41,6% всех бюджетных расходов.
"Это тревожная динамика: чем больше долг, тем меньше средств остается на развитие страны, на инфраструктуру, на людей", – заметил он.
У. Садибеков также обратил внимание на частые изменения параметров бюджета: в течение года он уточнялся один раз и корректировался 12 раз. При этом 526 млрд тенге так и остались неисполненными: из них 422 млрд не были профинансированы, а 92 млрд – не освоены.
"Наибольшее неосвоение допущено в министерствах труда – 29,1 млрд тенге, финансов – 24 млрд тенге, транспорта – 22,5 млрд тенге. Например, министерство культуры вернуло в бюджет 3,9 млрд тенге, выделенных на строительство архитектурного комплекса "Бозок". Проект затянут, стоимость с 2020 года выросла с 7,2 млрд тенге до 17,4 млрд тенге, или более чем в два раза", – продолжил он.
Также Минфин не освоил 24 млрд тенге, выделенных на модернизацию пунктов пропуска. Запланировано четыре объекта, фактически – ноль. При этом на обслуживание займа уже выплачено 6,9 млрд тенге, привел данные депутат.
"Эти примеры показывают, что даже при наличии финансирования результат может быть нулевым, а затраты – высокими", – констатировал У. Садибеков.
В частности, он привел в пример министерство транспорта, где при неизменном бюджете в 96 млрд тенге протяженность отремонтированных дорог увеличилась со 104 до 124 км. Однако по другой программе при снижении инвестиций на 3 млрд тенге количество проектов сократилось, а протяженность дорог осталась прежней – 4,1 км.
"В ряде случаев при увеличении расходов результат ухудшается. Это говорит о формальном подходе к планированию", – отметил депутат.
Мажилисмен обратил внимание также на сохраняющиеся проблемы в квазигосударственном секторе.
"В 2024 году вливания в эту область из бюджета составили 757 млрд тенге. Остатки на счетах – 60 млрд. При этом дивиденды в бюджет сократились почти на 30%, долг субъектов вырос до 23,6 трлн тенге. Объем закупок, осуществленных способом из одного источника, не сократился, но основания для закупок в обход конкурсных процедур увеличены. Все это говорит о сохраняющейся зависимости от бюджета и низкой эффективности компаний квазигоссектора", – считает мажилисмен.
Резюмируя свое выступление, У. Садибеков напомнил, что необходимо провести проверку и в части возвратов НДС, то есть сопоставить суммы с фактическим экспортом и структурой компаний, чтобы не допускать необоснованных выплат.
Ранее депутаты выразили обеспокоенность ростом госдолга в 2,5 раза за 10 лет. При этом аудиторы раскритиковали налоговиков за плохую работу.