В НПП разработали меры по борьбе с коррупцией на строительном рынке

В нацпалате назвали четыре главные проблемы строительного сектора 

6 марта 2018 года
    

Единый республиканский реестр строительных компаний позволит обеспечить прозрачность при выдаче лицензий и участии в тендерах. Об этом заявил заместитель председателя правления НПП "Атамекен" Ельдос Рамазанов, передает корреспондент LS.

Зампред нацпалаты озвучил четыре системные проблемы строительного сектора. Первая из них, по его словам, возникает сразу на входе на этот рынок, – это получение лицензии на строительство.

"На сегодня государство выдало порядка 29 тыс. лицензий на строительство, а активных компаний насчитывается всего 300, которые знают потребитель и конкурент. Сегодня очень легко и просто стать обладателем компании, имеющей лицензию первой категории, за нее просто нужно заплатить 18 млн тенге и строй себе на здоровье. Для этого необязательно документально подтверждать опыт работы, обладать техникой и т.д. Огромное количество фирм сегодня специализируются на продаже уже готовых компаний с лицензиями", - рассказал Рамазанов.

Он отметил, что в Казахстане около 1,3 тыс. компаний, которые в документах указывают, что имеют не менее 10 реализованных объектов в качестве генпдорядчика.

"Здесь возникают большие сомнения и вопросы. Где они их построили? И какие это объекты?  И главными "подозреваемыми" в такой выдаче такого большого количества лицензий являются сотрудники государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК). НПП предлагает создать единый республиканский реестр стройкомпаний, который будет содержать сведения о материальной базе, аттестованных специалистах, выигранных тендерах, построенных объектах. Реестр позволит обеспечить прозрачность выдачи строительных лицензий и участия добросовестных застройщиков в строительстве. Подобный реестр имеется в Белоруссии", - пояснил Рамазанов.

Второй системной проблемой на рынке строительства, по его мнению, является выдача земельных участков.  

"Чтобы начать строительство, застройщик должен получить участок через аукцион, как требует Земельный кодекс. Но акиматы их просто не проводят. Также проблемы начинаются, когда застройщик решает строить на купленном у третьих лиц земельном участке. Так, если участок не используется в течение трех лет с момента предоставления его акиматом, то его изымают. А предприниматель обычно не знает, сколько времени до него этот участок пустовал, и получает кота в мешке, - добавил зампред НПП.

Причиной всех этих проблем Рамазанов назвал отсутствие критериев, по которым определяется, осваивается участок или нет.

"Здесь мы предлагаем, чтобы сроки исчислялись с момента предоставления права на освоение участка. Кроме того, предоставлять землю на весь срок строительства, а не на один год. А также утвердить правила выявления неиспользуемых земель с критерием освоения, сейчас таких критериев нет. Любой контакт с инспектором – это коррупционные риски", - подчеркнул он.

В нацпалате считают, что эту проблему необходимо решать кардинально и  автоматизировать процесс выявления неиспользуемых участков. Так, всю необходимую информацию по земле предприниматель должен получать от госорганов посредством электронных систем.

Третья названная проблема сектора – демпинг.

"Анализ госзакупок по 8 тыс. тендерам показал, что максимальный демпинг по проектно-сметной документации доходит до 72%. К примеру, при строительстве школы на 300 мест в Талгаре Алматинской области при стоимости проекта в 61 млн тенге застройщик снизил ее до 24 млн тенге, чтобы выиграть тендер", - констатировал Рамазанов.

Демпинг больше 5%, по его словам, это уже некачественные стройматериалы, отступление от проекта, привлечение неквалифицированного персонала, коррупционные риски. Кроме того, это приводит к тому, что вход на рынок закрыт для средних и мелких компаний, у которых просто нет денег, чтобы выплатить 50% или 70% от стоимости проекта. В связи с этим предлагается законодательно установить пороги демпинга и утвердить форму типового договора о госзакупках в строительстве.

Последней проблемой сектора зампред НПП назвал проверки ГАСКа в отношении технадзора.

"Они не регистрируются и никак не отслеживаются. Предпринимательским кодексом установлена возможность заходить на объекты хоть каждый день под видом проверки технадзора для ГАСКов. Кроме того, посещать объект могут и комитет по строительству, и ЖКХ. Мы считаем, что такие проверки должны регистрироваться и проводиться с обязательным уведомлением предпринимателя. Тут нужно отметить, что соответствующая поправка в законодательство была одобрена и уже рассматривается в сенате", - резюмировал Рамазанов.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.