В АРРФР объяснили, каким образом банки будут возмещать ущерб пострадавшим от мошенничества казахстанцам, передает LS.
В ответе на официальный запрос LS в АРРФР отметили, что в настоящее время на расследование преступлений, связанных с мошенничеством по банковским счетам, уходит более шести месяцев. При этом в большинстве случаев из-за отсутствия достаточных оснований пострадавшие не могут получить компенсацию.
Чтобы защитить права казахстанцев при таких преступлениях, в ведомстве готовят механизм, который обяжет банки возмещать ущерб пострадавшим от мошенников. Об этом ранее говорила и глава АРРФР Мадина Абылкасымова.
"В связи с этим будет установлена ответственность финорганизации по возмещению ущерба клиенту банка, если в судебном порядке будет доказано, что мошенничество произошло вследствие несоблюдения банком процедур информационной безопасности и требований к антифрод-системам", – пояснили в агентстве.
Для этого АРРФР совместно с Нацбанком готовит ряд поправок в законодательные акты. Данную работу планируют завершить до конца июня 2023 года.
Также в ведомстве сообщили об ужесточении требований к информационной безопасности мобильных приложений финструктур. В частности, для ввода в эксплуатацию потребуется провести испытание их исходных кодов на безопасность.
"Мобильные приложения будут обязаны использовать биометрию при первом входе и изменении пароля; осуществлять проверку мобильного устройства на признаки наличия удаленного управления; блокировать функционал при выявлении признаков нарушения безопасности и ряд иных специальных функций, обеспечивающих безопасность", – уточнили в АРРФР.
Кроме этого, будет установлено правило по уведомлению казахстанцев о движении денег по их банковским счетам в режиме реального времени.
Вместе с тем регулятор должен подписать с БВУ меморандум, в котором предусмотрено приостановление начисления вознаграждения по кредитам в случае выявления признаков мошенничества.
"А в текущем году разработана и утверждена дорожная карта по реализации механизмов противодействия кредитному мошенничеству. В рамках нее планируется создание на базе Казахстанского центра межбанковских платежей Нацбанка антифрод-центра для финрынка. В нем будет аккумулироваться вся информация о мошеннических операциях и подозрительных лицах", – дополнили в агентстве.
В АРРФР напомнили, что в 2022 году был ужесточен порядок идентификации заемщиков при выдаче кредитов. Были введены обязательная двухфакторная (SMS и пароль) либо биометрическая идентификация заемщика. Также появились требования по обязательной проверке номера телефона с данными операторов мобильной связи.