ВНЕ ЗАКОНА

15 сентября 2010 года
Аскар ЧОКИН Зерновой рынок Казахстана попал в тиски юридических коллизий Шансы казахстанских производителей продать зерно по хорошей цене, похоже, обрастают юридическими рисками. Чтобы соблюсти требования действующего законодательства, часть зерна в первоочередном порядке нужно продать в госресурсы по установленной цене, а остальную часть – через биржу. А иначе не избежать риска признания сделок с третьими лицами недействительными. «Право первой ночи» Подобно сеньорам в средние века, государство получило «право первой ночи» при реализации производителями выращенного урожая зерна. В декабре 2009 года закон «О зерне» был дополнен статьей 11-2, пункт 1 которой гласит: «Отечественные производители зерна, имеющие посевные площади зерновых культур двести пятьдесят гектаров и более, обязаны участвовать в формировании государственных ресурсов зерна посредством заключения с агентом договора поставки зерна в государственные ресурсы зерна в первоочередном порядке в срок не позднее 15 октября текущего года». Конкретный размер поставок зерна государству, согласно этой норме, «утверждается решением местного исполнительного органа» ежегодно «в процентном соотношении к валовому сбору зерна». Продать зерно третьему лицу производитель может только при условии выполнения обязательств по поставкам продукта в госресурсы. Несоблюдение этого требования влечет возможность признания сделки недействительной «в судебном порядке по иску уполномоченного органа, местных исполнительных органов областей или агента» в лице «Продовольственной контрактной корпорации». Это законодательное новшество - очень мощный рычаг в руках государства, который впервые будет апробирован в текущем году. Продкорпорация объявила пока лишь цены коммерческого закупа 2 млн тонн пшеницы мягкой третьего класса: 23660 тенге за тонну для тех, кто НДС не платит, и 26500 тенге/т – для плательщиков НДС. Цена же и объемы закупа зерна в госресурсы будут традиционно объявлены в начале октября. Мнимые запасы? Но уже слышны голоса фермеров, недовольных объявленной ценой коммерческого закупа со стороны Продкорпорации. Так, по информации заместителя главы «Союза фермеров Казахстана» (СФК) Акжола Абдукалимова, внутренняя рыночная цена пшеницы мягкой третьего класса в Казахстане сейчас превышает 30 000 тенге/т. По рынку даже ходят слухи, что Карагандинский мелькомбинат якобы готов закупать пшеницу по 36 000/т. И это, судя по всему, недалеко от действительности. В спот секции [поставка товара против платежа] «Евразийской торговой системы» (ЕТС) 8 сентября (таблица) была зафиксирована одна сделка объемом 65 тонн по указанной цене. Хотя справедливости ради надо заметить, что основной объем торгов на ЕТС (1 млн тонн из 1,06 млн тонн) в августе и первой половине сентября был продан по цене чуть более 23 000 тенге/т. Но тенденция роста цен на зерно все же очевидна. И это понятно. Во-первых, Россия продлевает запрет на экспорт зерна до урожая 2011 года, а это в свою очередь подстегивает мировые цены на зерно. Во-вторых, в самом Казахстане ощутим дефицит предложения зерна. Согласно данным агентства РК по статистике, в стране на 1 сентября пшеницы в наличии было около 6 млн тонн (на 1 августа – 5,6 млн тонн), в том числе продовольственной – 5,7 млн тонн, фуражной – чуть более 143 тыс. тонн, остальной объем – на семена. Из имеющегося в республике зерна наибольшие объемы (чуть более 4 млн тонн) на эту дату приходились на хлебоприемные пункты (ХПП) и элеваторы. А ведь, как свидетельствует опрос LS, доступ к информации об объемах хранения зерна на этих пунктах весьма ограничен. «На самом деле на элеваторах и ХПП может не оказаться того объема зерна, который регистрирует статистика. Складывается общее ощущение, что нет в стране заявленных запасов зерна. Есть заметный дефицит, и почти никто зерно не предлагает», - сказал изданию один из участников рынка. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что методы пополнения госресурсов зерна нынче будут сродни продовольственной разверстке, проводимой в свое время большевиками среди крестьян. Принцип простой: сначала будь добр продай зерно в закрома Родины, а потом на открытом рынке. Если, конечно, будет что после этого продавать… Такого нажима и опасаются крестьяне. «Фермеры в больших долгах. Многие в этом году окажутся убыточными из-за плохого урожая, на грани банкротства. И теперь их заставляют продавать зерно Продкорпорации», - негодует А.Абдукалимов. По его словам, «сейчас акиматы спускают вниз разнарядку: кто, сколько должен продать зерна». Например, в Акмолинской области «установлен показатель – 140 кг с 1 га». «Мы будем обращаться в правительство, чтобы не напрягали сдавать зерно и установили справедливые цены. Зачем заставляют продавать, если переходящие запасы высокие?», - резонно недоумевает один из лидеров фермерского движения. Все на биржу! Из-за затягивания с утверждением правительством РК перечня биржевых товаров участники локального рынка сельхозпродукции несут еще один юридический риск – признания сделок вне товарной биржи недействительными. Причем, в подавляющем большинстве они об этом не знают. Ранее LS сообщал, что проект постановления Кабмина в окончательной редакции, на согласование которой в заинтересованных ведомствах ушло более года, был направлен в канцелярию премьер-министра. В нем содержался перечень из 9 позиций, включая уголь, цемент и углеводороды газообразные (пропан, бутан). Если бы документ был утвержден, то зерно бы автоматически «выпало» из перечня обязательных к торговле на бирже товаров. Однако проект постановления не был подписан премьером Каримом Масимовым. «Правительственное постановление, говоря простым языком, «завернули», и теперь мы вновь находимся в начале его разработки. Этот процесс может занять несколько месяцев, если не год», - сказал LS источник в правительственных кругах. Решение мотивируется поручением К.Масимова от 12 августа в ходе встречи с представителями компаний, входящих в структуру госхолдинга «Самрук-Казына». «Все те сырьевые товары, которые котируются, например, на Лондонской бирже, должны в обязательном порядке продаваться только через товарно-сырьевую биржу Казахстана, или как она там будет называться. Вот это принципиальная такая позиция. Я думаю, что сейчас самый такой период, чтобы в этот вопрос внести прозрачность и сдвинуть это с мертвой точки», - сказал он тогда. «Поскольку в предложенный перечень биржевых товаров не входили ни нефть, ни нефтепродукты, ни зерно, было решено расширить его этими сырьевыми позициями. Но потребуется аппаратная работа, связанная с запросом соответствующей информации на лондонских биржевых площадках, и так далее. Потребуется время», - заметил представитель правительства. Напомним, что статья 15, п. 3, новой редакции закона «О товарных биржах», вступившей в силу в ноябре 2009 года, гласит: «Сделки с товарами, включенными в перечень биржевых товаров, совершенные вне товарных бирж, признаются недействительными по иску заинтересованных лиц, уполномоченного органа либо прокурора». Перечень же биржевых товаров утверждает правительство по предложению уполномоченного органа. Однако до утверждения нового перечня, как уточнил источник, в соответствии с разъяснениями Генпрокуратуры, действует прежний перечень, утвержденный постановлением правительства №1035 от 28 июля 1995 года. Этот документ содержит широкий перечень сельхозпродукции, включая зерновые культуры, соевые бобы, хлопок, шерсть и даже живой скот. Постановление определяет минимальные партии товара, которые должны реализовываться только через товарные биржи. К примеру, в отношении зерна речь идет о вагоне (65 тонн). И под этот критерий фактически подпадают почти все сделки на зерновом рынке Казахстана. Опрос, проведенный LS среди участников рынка, показал, что большинство из них не знают, что несут юридические риски признания сделок с сельхозпродукцией вне биржи недействительными. «Я не в курсе этой юридической коллизии. Нам нужно посоветоваться с юристами», - сказал изданию замглавы СФК А.Абдукалимов. «Я думаю, что 70-80% участников рынка не подозревают о существовании этих юридических рисков. Мы уже обращались в правительство с тем, чтобы старое постановление правительства №1035 от 1995 года отменить. Это юридический нонсенс. Представляете, что все сделки, к примеру, с зерном с ноября 2009 года фактически вне закона!!! Этого не может быть!», - отметил в беседе с LS представитель «Зернового Союза Казахстана». К слову, как уточнили изданию в комитете торговли министерства экономического развития и торговли, с начала текущего года было всего выдано четыре лицензии на организацию товарных бирж. Одна из лицензированных бирж находится в Астане, одна – в Таразе и две – в Алматы, включая ЕТС. Кстати, пока букву закона четко соблюдает лишь Продкорпорация, реализуя весь объем зерна на ЕТС через брокера - ТОО «Казахско-Таджикская зерновая компания». Пока неизвестно, будет ли госоператор закупать коммерческие объемы зерна на биржевой площадке. Что касается закупа зерна в госрезервы, то, как заметил в разговоре с LS представитель Продкорпорации, есть противоречие между законами «О зерне» и «О товарных биржах». Так, в законе «О зерне» предусмотрены 4 способа формирования госрезервов (вырезка). «Нигде в законе «О зерне» не предусмотрен закуп через товарные биржи. В нем четко указано, что закуп производится у отечественных сельхозпроизводителей. В случае же закупа через биржу контрагент обезличен. Есть риски, что сделки будут заключаться не с производителями», - пояснил собеседник. Однако, по его словам, Генпрокуратура не дает четкого толкования норм относительно закупа зерна в госресурсы. Другой источник в Продкорпорации убежден, что в госресурсы закуп зерна будет производиться не через биржу, поскольку цена такого закупа устанавливается государством. В какой же форме будет осуществляться коммерческий закуп, зависит от пожелания фермеров. «Но мы проводим разъяснительную работу с крестьянскими хозяйствами о том, что есть требования закона продавать через биржу. Но Вы сами знаете, что они этого не хотят. Так что ответственность лежит полностью на них. Другое дело, что, конечно же, ни Продкорпорация, ни фермер не будут инициаторами расторжения договоров, а прокуратура этого без их согласия не будет делать», - уверен он. Так это или нет так, но на самом деле у прокуратуры есть все полномочия признавать сделки вне биржи по утвержденному перечню биржевых товаров недействительными. Нужно также учесть, что в условиях роста цен на зерно всегда есть соблазн признать в судебном порядке недействительными сделки, которые контрагент считает невыгодными. Каковы последствия таких положительных судебных решений? В этом случае стороны возвращаются к исходному положению: продавец возвращает деньги, а покупатель – зерно. Таких прецедентов пока не было. Но кто сказал, что они исключены? Статья 11-1 закона «О зерне» - «Формирование государственных ресурсов зерна»: 1. Формирование государственных ресурсов зерна осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, посредством: 1) выкупа зерна у отечественных производителей зерна, имеющих посевные площади зерновых культур двести пятьдесят гектаров и более, в соответствии со статьей 11-2 настоящего Закона; 2) участия агента в производстве зерна путем предоставления отечественным производителям зерна финансовых ресурсов на основании соглашений о разделе продукции; 3) закупа зерна у отечественных производителей зерна на основании их предложения (оферты); 4) выкупа зерна у экспортеров зерна в соответствии со статьей 12-3 настоящего Закона.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.