«Опасение вызывает Экологический кодекс»

6 ноября 2012 года
О снижении производственных показателей, экологических квотах и энергосбережении на предприятиях горно-металлургического сектора в интервью LS рассказывает глава республиканской Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец.  - Недавно правительство объявило о снижении промышленных показателей в стране и понизило уровень ВВП до 5,4%.  Каково сейчас положение дел в ГМК? - Я бы не стал говорить о том, что ситуация критическая. В горно-металлургическом секторе действительно наблюдается некоторое снижение объемов добычи и экспорта, но это объективный процесс при мировом понижающемся тренде. А есть еще и внутренние обстоятельства, которые сказываются на сокращении выработки продукции. В частности, внеплановый ремонт и техобслуживание оборудования на предприятиях ENRC привели к уменьшению объемов добычи ферросплавов и железной руды. Похожая ситуация сложилась в корпорации Казахмыс, где запланированный ремонт на Балхашском заводе в какой-то мере помешал компании достичь прошлогодних показателей. Так за 9 месяцев 2012 года корпорация произвела 227,3 тыс. тонн меди в концентрате или на 1,7% меньше 2011 года. Свою роль сыграло и пониженное содержание металла в добытой руде. По итогам первого полугодия АрселорМиттал Темиртау отстала от прошлогодних показателей на 18%.  Выпуск чугуна снизился на 15%, агломерата на -12. Уход в минус объясняется произошедшей весной аварией на аглопроизводстве, а также нестабильной работой некоторых подразделений меткомбината. То есть снижение есть, но оно не настолько серьезное, чтобы говорить о глобальных угрозах для отрасли и промышленности в целом. - А что тогда является серьезными рисками для предприятий ГМК? - Немалые опасения у нас вызывает вступление в действие положений Экологического кодекса с января 2013 года, обязывающие  производственников снижать выбросы парниковых газов. Со следующего года Министерство окружающей среды запускает систему торговли выбросами и будет распределять квоты на так называемый «горячий воздух». Если предприятию не удастся сдерживать выбросы углекислого газа в пределах установленного лимита, то ему грозят миллионные штрафы. Во всей этой схеме есть существенное противоречие. Объем допустимых выбросов в атмосферу, заложенных в Национальном плане распределения квот на выбросы парниковых газов на 2013 год, подсчитывался на основе данных предприятий за 2010 год. Ситуация складывается неоднозначная. Учитывая реализацию программы ФИИР и задачи по увеличению роста производства, промышленники по определению остаются в проигрыше. Нужно подумать, как найти грань между индустриализацией в стране и карательными и стимулирующими мерами по экологии. Компании отчетливо понимают, переход на «зеленые рельсы» неминуем, и отечественный промышленный сектор тоже должен вписаться в мировую тенденцию. Мы готовы к «зеленой экономике», но нам необходимо время и четкие понятные механизмы продвижения к этой идее. - Какой выход предлагает Ассоциация? - Нужно срочно наладить тесную взаимосвязь между работой недропользователей по ФИИР для успешного выполнения этой программы к 2015 году и поэтапной модернизации предприятий. Чтобы недропользователи – крупные, средние и малые - могли увеличивать объемы производства, постепенно внедряя новые технологии и снижая выбросы. Поэтому имеет смысл апробировать систему торговли эмиссионными квотами в пилотном режиме, создать в Казахстане национальный рынок выбросов, дать возможность предприятиям подготовиться к работе в новых условиях. А позже – с 2015 года применять штрафные санкции. Предложения АГМП планируется озвучить в парламенте, для этого мы проводим в начале ноября конференцию по реализации Киотского соглашения в Казахстане с участием  депутатов, представителей МООС, угольщиками, металлургами и непосредственно энергетиками. По итогам обсуждений, будем вносить поправки в экологическое законодательство. Есть предложение по уменьшению штрафных санкций с 2014 года. Вообще предусмотренные размеры штрафов необходимо тщательно просчитать  на экономических моделях предприятий. На наш взгляд запланированный уровень административных взысканий настолько весомый, что может негативно повлиять на продолжение инвестиционной деятельности компании. Приобретение «углеродных кредитов» по европейским тарифам может поставить под угрозу банкротства ряд  предприятий. Опять же до сих пор непонятно, за счет чего снижать выбросы? На покупку и внедрение новых технологий необходимо время и деньги. Во всяком случае, провести модернизацию за несколько месяцев невозможно. А приобретение «углеродных кредитов» по европейским тарифам может поставить под угрозу банкротства ряд  предприятий. Если обратиться к мировому опыту, то страны с успешной индустриальной историей продвигались к цели поэтапно. Поэтому не стоит торопиться и Казахстану, возможно, с 2014 года нам следует поработать на половину ставки. Правительство должно понимать, что обязательства нашей республики по снижению выбросов на 15% до 2013 года – это масштабная задача. Сейчас обсуждается вопрос развития стимулирующих методов к переходу на «зеленую экономику». Как вариант, административное наказание можно использовать в том случае, если не работают стимулирующие меры. Задача для бизнеса №1 – войти в рынок и показать, что на торговле квотами можно заработать. Не стоит сбрасывать со счетов кризисные настроения в мировой экономике. Думаю, стимулирующие меры в данный момент гораздо целесообразнее жестких штрафов. - Но у промышленников есть еще и обязательства по снижению энергозатрат при производстве? Или здесь тоже имеются сложности? - Сегодня государственная политика в области энергосбережения нацеливает промышленный сектор на  эффективное использование энергоресурсов. Хотя предприятиям достаточно сложно отойти от прежних энергозатрат и перестроиться на новую экономику. Как бы это непопулярно не звучало, но мы не привыкли экономить. В последние годы стоимость электроэнергии выросла в разы, а горно-металлургическое производство чрезвычайно энергоемко. Энергоемкость казахстанской продукции в 3 - 6 раз выше, чем в развитых странах мира. Курс Казахстана на индустриализацию оборачивается увеличением показателей добычи и выпуска продукции, а вместе с ними растет и энергопотребление. Необходимость снижать энергоемкость производства диктует нам не только правительство, но и усиливающаяся интеграция и жесткая конкуренция на рынке. В прошлом году был утвержден Комплексный план повышения энергоэффективности на 2012-2015 годы, в котором расписаны принципы реализации энергосбережения и повышения рационального энергопотребления. Это означает, что промышленные предприятия должны снизить удельное потребление всех типов энергоносителей на единицу продукции, работ и услуг, при этом  эффективность их использования должна быть, как и прежде, высокой.  В этой связи на предприятиях ГМК разработаны программы энергосбережения. К примеру, в ENRC прорабатывается вопрос создания научного подразделения, которое будет заниматься проблемами энергосбережения. С другой стороны компании должны быть заинтересованы вкладывать средства в энергосбережение. Установка энерго- и ресурсосберегающих технологий должна окупаться в перспективе. Иначе, какой интерес бизнесу тратить средства? Вопрос в очередной раз упирается в стимулы. Необходим метод не только кнута, но и пряника, если хотите. - Как за рубежом решают проблему энергоэффективности? - Насколько мне известно, в Германии существует два фонда содействия и финансирования мер по повышению энергоэффективности – «Целевой фонд повышения энергоэффективности на малых и средних предприятиях» и «Фонд энергетики и климата». Такие структуры позволяют решать проблемы комплексно, начиная с информационной поддержки, проведения энергоаудита и вплоть до получения льготных средств на улучшение технологий. В Японии повышения энергоэффективности добивались за счет введения обязательств по снижению энергопотребления на единицу продукта для энергоемких компаний. Опыт этой страны, кстати, был адаптирован для казахстанской промышленности. Именно по примеру Японии законодательство об энергосбережении было пересмотрено, в зависимости от типа компании предусмотрен порог снижения энергопотребления. Причем предприятиям ГМК устанавливаются достаточно жесткие нормы по расходу топлива и энергии. Поэтому АГМП предложила Минэкономразвития и торговли разработать и утвердить методику нормирования расхода энергоресурсов, исходя из фактических условий производства. - За счет чего можно сократить энергозатраты? - Здесь должны быть научные разработки. Речь идет не только об энергосберегающих лампочках, но и об использовании кабелей, которые теряют меньше энергии, и более эффективных генераторах. В ряде компаний внедряется новый подход к тепловому обеспечению промышленных объектов. Отсюда очевидна и экологическая польза.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.