Консолидация пенсионных фондов не решает вопросы

25 января 2013 года
Cтарший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Талгат Мусабеков высказал свое мнение по слиянию пенсионных активов. LS публикует мнение полностью «Заявление Президента о необходимости создания единого пенсионного фонда в рамках совещания по итогам 2012 года, прозвучавшее 23 января 2013 года, большинством экспертов было воспринято как поручение консолидировать все пенсионные накопления граждан РК в едином государственном пенсионном фонде под управлением Национального банка РК. Последовавший на следующий день комментарий Министра экономики и бюджетного планирования Ерболата Досаева о том, что речь идет лишь о создании системы управления счетами, значительно разнится с пониманием реформирования системы, которое большинство экспертов вынесло из поручения Президента. Взять хотя бы снижение административных расходов, которые в случае консолидации накоплений в едином пенсионном фонде значительно снизятся по сравнению с совокупными административными расходами частных накопительных фондов. В случае, если текущий статус частных накопительных фондов сохранится и речь будет идти только лишь о создании системы управления счетами, то административные расходы пенсионной системы в РК только вырастут. Поэтому, в данный момент вряд ли возможно какое-либо четкое тактическое понимание ситуации и по этому вопросу необходимы дальнейшие разъяснения со стороны руководства страны. Причины для реформирования пенсионной системы РК созрели давно. Здесь и отрицательная доходность пенсионных фондов, и растущая нагрузка на государственный бюджет в части выплаты солидарных пенсий, связанная с ростом количества пенсионеров на одного работающего в стране в ближайшие годы. При этом частные накопительные пенсионные фонды одинаково ограничены в возможностях самостоятельного инвестирования в реальный сектор. Основным инструментом инвестирования для них являются госценные бумаги, обеспечивающие невысокую, но гарантированную доходность. Таким образом, наличие более чем десяти пенсионных фондов в РК, в целом, незначительно отличающихся друг от друга по уровню доходности, вряд ли как-то определяет эффективность пенсионной системы РК.  По сути, любая трансформация пенсионной системы должна быть направлена на решение двух главных вопросов: обеспечение достаточной доходности пенсионных фондов, как минимум, превышающей ежегодный уровень инфляции, а также обеспечение сохранности накапливаемых средств. Консолидация государством пенсионных активов, при всей ее трудоемкости, не обеспечивает решения этих вопросов, она лишь может способствовать росту предложения денег на рынке. Другая половина проблемы – обеспечение спроса и высокой доходности инфраструктурных проектов – находится далеко не в компетенции Национального банка. Более того, строительство инфраструктурных объектов, как правило, носит долгосрочный характер и содержит в себе высокие риски реализации, при этом, принцип проектного финансирования применяемого в таких случаях, не предполагает высокой доходности и быстрого возврата средств. Поэтому, как правило, такие проекты финансируются из государственного бюджета, не требующего высокой возвратности на инвестиции. И, наконец, в РК отсутствуют механизмы эффективной реализации крупных инфраструктурных проектов и это гораздо более серьезная проблема, достаточно вспомнить результаты реализации государственных программ по развитию автодорожной отрасли и транспортной инфраструктуры Казахстана с 2001 по 2010 годы».
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.