/archive-konsalting-dlya-biznesa-lishnie-rashody
Консалтинг для бизнеса - лишние расходы
Ускорение демонстрируют темпы роста консалтингового рынка по итогам 2012 года. Однако для бизнеса консалтинг все еще лишняя статья расходов.
По итогам года выручка компаний, принявших участие в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан» и журнала «Эксперт Казахстан», выросла на 31,9% и составила 3,03 млрд тенге против 2,3 млрд тенге в 2011 году. Таким образом, второй год подряд рынок показывает высокую динамику роста.
Список ведущих казахстанских консалтинговых компаний по итогам 2012 года

* – При ранжировании компаний учтен объем реализации (нетто) головной компании и участников группы (аффилированных обществ) только от консалтинговых услуг.
Увеличение темпов роста отражает реальный спрос на определенные виды консалтинга со стороны бизнеса. Если налоговый и финансовый консалтинг сформировали достаточно стабильную базу клиентов, то другие виды консалтинга достаточно чувствительны к изменениям в экономике, мировой и национальной, а также к ситуации в отдельных отраслях. От их развития или торможения зависят объемы услуг консалтинговых компаний. Несмотря на то, что в 2012 году экономика Казахстана выросла только на 5%, это уже позволило консалтингу получить неплохой доход.
Лидером ренкинга по итогам 2012 году стал филиал ООО «Парма-Телеком» в городе Актау. Выручка компании, специализирующейся на IT-консалтинге, составила 974 млн тенге. Компания также один из лидеров по темпам роста выручки – 130% за год. Второе место заняла компания КазБизнес-Консалтинг с выручкой 454 млн тенге по итогам 2012 года, вместо 315,7 млн тенге в 2011 году. На третьей позиции компания Борлас Казахстан, показавшая снижение выручки на 18,6% с 501,3 млн тенге до 408,3 млн тенге.
Основная доля выручки консалтинговых компаний приходится на различные виды IT-консалтинга – 45% или 1,4 млрд тенге. Однако это заслуга нескольких компаний лидеров списка, выручка которых по итогам года была значительной. В стране идет активное развитие информационных технологий, многие крупные компании либо наращивают IT-инфраструктуру, либо в значительной степени уже закончили ее формирование – создание такой инфраструктуры требует и специализированных консультационных услуг, что будет обуславливать дальнейший рост сегмента. Наиболее популярные виды консалтинга, и, как следствие, наиболее конкурентные сектора, по-прежнему – финансовый и налоговый консалтинг, где работает подавляющее большинство компаний. Эти виды консалтинга принесли по итогам года, соответственно, 404,9 млн тенге и 300,8 млн тенге. Финансы и налоги - наиболее устойчивые виды консультационных услуг. Постоянные изменения в казахстанском законодательстве и международных стандартах отчётности, приход иностранных компаний, рост публичности и уровня отчетности местных компаний, и другие факторы обеспечивают высокий и стабильный спрос в данных сегментах.
В структуре выручки консалтинговых компаний по отраслям с большим отрывом лидирует нефтяная и нефтегазовая промышленность. Заказчики из этой отрасли обеспечили почти 40% объема реализации компаний-участников ренкинга. На втором месте металлургический комплекс (доля - 8%), который дал, в том числе, почти четверть дохода от финансового консалтинга.
Как отмечают участники рынка, если не брать во внимание налоговый и финансовый консалтинг, то консалтинг все еще рассматривается бизнесом как лишняя статья расходов. В значительной мере спрос на этот вид услуг исходит от предприятий с иностранным участием и национальных государственных компаний. Среди проблем рынка консалтеры называют недобросовестную конкуренцию и ценовой демпинг. На рынке сегодня наблюдается острый дефицит профессиональных кадров и компании прилагают максимальные усилия для привлечения профессионалов в команду. Кроме того, об этом упоминали почти все участники ренкинга, – необходимо повышение качества услуг самих консалтеров для дальнейшего развития рынка.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить
самое актуальное