Казахстан беспокоится за бизнесменов Таможенного союза

2 сентября 2013 года
Казахстан предлагает России и Белоруссии работать прозрачно и плотнее обсуждать с бизнесом решения, которые принимаются на наднациональном уровне. Об этом сообщает РБК daily. По мнению казахстанской стороны, бизнес-сообщество должно влиять на принятые законопроекты и должно быть избавлено от излишнего регулирования. Напомним, этот вопрос поднимается не впервые. 20 августа министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии  (ЕЭК) Тимур Сулейменов предложил, чтобы оценка регулирующего воздействия стала более публичной. Однако, по информации издания, это предложение не получило поддержки. Оценка регулирующего воздействия - практика, активно применяющаяся в Европе, а сейчас и в России Минэкономразвития. Подобные практики присутствуют и непосредственно в комиссии. Но, они являются внутриведомственными и глубокой проверке подвергаются только примерно 35-40% всех решений ЕЭК. Директор департаментов ЕЭК (по развитию предпринимательской деятельности) Рустам Акбердин пояснил, что большинство документов поступает на последних этапах, после того как от всех сторон ТС уже получено заключение уполномоченных госорганов. «Однако бизнес при этом полноценно высказаться не успевает, да и не может успеть. У предпринимателей не остается времени внести свои коррективы. К примеру, проекты коллегии вывешиваются во внутренней сети всего на 15 дней, и то когда по ним решение уже фактически принято», - отметил он. В комиссии ЕЭК считают, что необходимо дополнить существующие процедуры механизмом оценки регулирующего воздействия. Озвученное предложение во многом дублировало бы уже существующие функции и затягивало принятие решений, а ЕЭК критикуют за «неоперативность», парирует другой чиновник ЕЭК. «Есть совет, куда входят ключевые деловые ассоциации трех стран, есть формат публичного обсуждения проектов решений на сайте и т.д.», - приводит примеры оппонент. Определенный элемент прозрачности существует, не отрицает г-н Акбердин. У ряда департаментов есть обязанности в рамках ВТО быть более открытыми и выставлять для обсуждения, к примеру, акты по техническому, санитарному, фитосанитарному регулированию и др. Но этого недостаточно, те же техрегламенты вывешиваются не менее чем на 60 дней, но бизнесу часто не хватает этого времени, объясняет он. Ярким примером «сбоя» по линии оценки влияния актов может служить техрегламент о безопасности легкой промышленности, принятый еще Комиссией Таможенного союза (предшественница ЕЭК). После вступления в силу документа в Минске произошел инцидент: белорусские предприниматели начали собирать подписи за выход из ТС. Техрегламент обязывал предпринимателей проходить через дорогостоящую процедуру сертификации товаров легкой промышленности. До вступления в ТС белорусский малый бизнес был освобожден от необходимости предоставлять этот вид документации. С введением новых правил предприниматели столкнулись с целым рядом проблем — от липовых сертификатов до невозможности их получения в принципе. Существующие процедуры для бизнеса фрагментарны. «Их надо постепенно «склеить» в единую процедуру и распространить ее на все экономически существенные регуляции ЕЭК, проектируемые и уже принятые», — говорит директор Центра ОРВ Высшей школы экономики Даниил Цыганков. Если ОРВ станет обязательной процедурой, то бизнес избавится от излишней зарегулированности, считает ведущий эксперт НП «ОКЮР» Елена Войниканис. По итогам коллегии консенсус все-таки был найден, оправдывается один из чиновников ЕЭК. «Департаменты должны будут плотнее работать с бизнесом, вплоть до того что на рассмотрение коллегии должны выноситься вопросы с разъяснением, как они были проработаны с предпринимателями. Если они проработаны не были, коллегия будет вправе их завернуть», - говорит он.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.