БИТВА ЗА ИНТЕРНЕТ: СТАВКИ РАСТУТ

17 мая 2010 года
Елжас АЗИБАЕВ Сегодня, когда уже практически пресыщены рынки фиксированной и мобильной связи, единственным направлением в борьбе за сферы влияния телекоммуникационных компаний является высокоскоростной Интернет. Как во времена Клондайка, амбициозные игроки стараются застолбить участки на этом поле. При этом разделение на виды связи все больше и больше становится условным, и в выигрыше оказываются компании, предлагающие полный комплекс услуг. Но что же потребители получат в итоге: монополию национального оператора (соответственно непоколебимые цены) или полное перекраивание существующих позиций игроков? Экономический кризис показал, что можно полностью заморозить строительство жилья в стране, существенно снизить объемы торговли, но нельзя отказаться от телекоммуникационных услуг. Как констатировал бывший глава АИС Куанышбек Есекеев, в прошлом году совокупный объем рынка связи вырос на 12% до 431 млрд тенге (3,2% от ВВП). И это притом, что текущая ситуация снизила планируемые темпы прироста предоставляемых услуг, а итоги прошлого года оказались под сильным воздействием произошедшей девальвации национальной валюты. Что же касается Интернет услуг, в частности, то последние несколько лет по темпам роста они всегда опережали в целом рост отрасли. На фоне насыщения в секторах фиксированной и мобильной связи Интернет услуги поистине становятся драйверами телекоммуникационного рынка. Судите сами: в 2009 году рынок услуг доступа в Интернет вырос в денежном выражении на 48,3% (!) по сравнению с 2008 годом. В абсолютных показателях объём данного рынка составил 44 млрд тенге. Сегодня свыше 3 млн казахстанцев являются пользователями Интернет, рост данной аудитории за год составил 30%. Интеграция неизбежна Как справедливо считают многие эксперты, конкурентное разделение секторов рынка, - мобильной и фиксированной связи, – временное явление. Уже сейчас можно сказать, что борьба за третий перспективный сектор, - Интернет услуги – станет движением навстречу создания единого конкурентного поля. В результате же технических и маркетинговых нововведений собственно уже и сама телефония с набором дополнительных видов обслуживания будет подразделяться на сектора весьма условно. Это может происходить, например, за счет прихода мобильной связи в дома в качестве основного телефона. Рынок может трансформироваться в результате вхождения основных операторов связи в другие нетрадиционные для них сектора. Все это будет подстегиваться фактором насыщения рынка, отсутствием «свободных» абонентов. Слияния и особенно поглощения здесь неизбежны. Причем могут быть варианты создания холдингов или групп компаний-обладателей различных брендов - то, что сейчас имеет в активе Казахтелеком. Другой вариант – интеграция услуг в разных секторах рынка под единым брендом – то, к чему, по всей видимости, готовится ТОО «КаР-Тел» (бренд Beeline). Сегодняшний очевидный тренд в отрасли – это концентрация интереса операторов мобильной и фиксированной связи в секторе Интернет услуг. Ведь в других секторах рынка телекоммуникаций существует проблема, решение которой, по сути, является определяющей для операторов. Это насыщение рынка. В Казахтелекоме считают, что спрос на услуги традиционной связи в ближайшее время еще сохранится, но максимальное насыщение рынка услугами фиксированной связи прогнозируют уже в 2011 году. Что касается мобильной связи, то ее проникновение уже достигло 100%. Согласно проекту отраслевой программы развития инфокоммуникаций в Казахстане на ближайшие пять лет, прогнозируется, что плотность абонентов сотовой связи к 2015 году достигнет 135 на 100 человек. А вот другой прогноз из этой же программы: плотность абонентов широкополосной сети Интернет через пять лет составит 22 на 100 человек. Сейчас уровень проникновения услуги широкополосного доступа (ШПД) в Интернет составляет 9,5% для домохозяйств республики, то есть услугами ШПД пользуются чуть менее полумиллиона домохозяйств. Таким образом, потенциал роста услуг ШПД достаточно высок. Исходя из вышесказанного и наблюдая соответствующие движения на рынке, скоро абоненты не будут ассоциировать тот же КаР-Тел только с мобильной связью. Бизнес центры, жилые дома и прочие объекты могут обслуживаться единственным оператором, предоставляющим полный пакет телекоммуникационных услуг - от простого телефона и широкополосного Интернета до цифрового телевидения. Конкурентная борьба за клиента и его бюджет на связь, говорят эксперты, в ближайшие годы будет происходить не на уровне операторских сетей, а комплексных (пакетных) сервисных предложений, которые характеризуются удобством в использовании и контентным наполнением. Оптоволокно как конкурентная возможность «Нужно понимать, что технология ADSL2+, которую использует Казахтелеком, имеет скоростные ограничения. Рано или поздно эта технология сдаст свои позиции более современным технологиям доступа», - признался в своем блоге бывший глава Казахтелекома, а ныне министр связи и информации Аскар Жумагалиев. Другими словами, бренд Megaline не вечен, и уже с этого года в Алматы и Астане компания запустила новую услугу iD Net по технологии FTTH [оптоволокно с АТС до дома/квартиры]. Значительно более скоростные технологии оптико-волоконной «последней мили» основаны на применении тончайших стеклянных волокон, имеющих высокую пропускную способность в сравнении с обычной витой парой медного кабеля. FTTH (также FTTВ) позволяет предоставлять полный спектр услуг Triple Play, способствует организации инфраструктуры электронного правительства, образовательных, медицинских проектов. Технология позволяет по одному широкополосному абонентскому доступу, помимо Интернета с высокоскоростным обменом трафика, осуществлять 2-3 и более подключений услуг интерактивного телевидения, вещающего в формате высокой четкости (HDTV), услуги телефонии (VoIP), видеоконференции, видеонаблюдения и прочее. Основное преимущество FTTH – это потенциал дальнейшего роста скоростей. Сейчас это клиентские 100 Мбит/сек. При этом в ближайшие 2-3 года установлена новая планка - до 1 Гбит/сек каждому пользователю, дальше - больше. Гонка скоростей основывается на ожидании возникновения новых, более объемных, форматов мультимедиа - видео еще более высокого разрешения, 3D-телевидение, подметил А.Жумагалиев. Самое интересное, что старт движению FTTH дал не Казахтелеком, у которого солидные ресурсы, а частный мобильный оператор КаР-Тел. Какие же должны были быть мотивы у этой компании для раскрутки новой для Казахстана технологии? Дело в том, что КаР-Тел претворяет планы по созданию телекоммуникационной компании с широким профилем. Это как раз то, о чем мы говорили выше: компания теперь может предоставлять абсолютно все телекоммуникационные услуги, включая мобильную связь, связь фиксированной телефонии, Интернет с разными методами доступа, спутниковую связь, а также сдавать в аренду свои каналы. На основе этих характеристик перед нами открывается новая компания, подобная Казахтелекому, – универсальный оператор. Однако отечественный Интернет рынок достаточно «молодой», и, соответственно, особенно подвержен различным трансформациям и метаморфозам. При этом мы намеренно пока не говорим о других серьезных участниках рынка в виду их пассивной видимой деятельности, что однако вовсе не говорит об отсутствии у них амбиций и перспективного плана действий. Судя по всему, КаР-Тел планирует продажу Интернет услуг в трех направлениях. Мобильным пользователям Интернет будет предоставлена технология 3G, в которую компания планирует инвестировать в ближайший год с момента выдачи лицензии порядка $100 млн. Между тем, как сообщил заместитель гендиректора КаР-Тела по развитию фиксированного направления Кемельбек Ойшибаев, для бизнес-клиентов компания будет поставлять Интернет услуги через технологии оптико-волоконного кабеля и беспроводной сети Wi-Max. Акцент делается на малый и средний бизнес, а также по мере роста сети и на крупных корпоративных клиентов. «Сейчас потребности бизнес-клиентов КаР-Тела составляют около 30 террабайтов в месяц. При этом мы ставим перед собой задачи по наращиванию своего присутствия в бизнес сегменте и планируем в этом году в два раза увеличить свои доходы в этом направлении», - сказал он в беседе с LS. Наконец, КаР-Тел вошел в сегмент физических лиц, куда раньше, кроме Казахтелекома, заходили лишь операторы кабельного телевидения, которые своим клиентам, помимо ТВ услуг, продавали также и Интернет. Но здесь Казахтелеком не ощущал сильной конкуренции, учитывая то, что операторы кабельного телевидения продавали Интернет, который оптом покупали у ведущего казахстанского оператора. Но теперь, уверены в КаР-Теле, ситуация изменилась, и Казахтелеком почувствовал настоящего конкурента и активизировал свои действия по продвижению услуги iD Net. Тем временем, по данным К.Ойшибаева, КаР-Тел ставит перед собой цель охватить в этом году оптикой Алматы, Астану и Караганду, что, по прогнозам, может составить порядка 25-30 тыс. новых абонентов. Казахтелеком, у которого в Интернет услугах есть раскрученный бренд Megaline, пока осторожничает. Несмотря на высокую перспективность FTTH, рентабельность инвестиций в технологию находится под большим сомнением. Так, отдача от инвестиционных вложений в оптико-волоконную «последнюю милю» предполагается не через 3-5 лет, как у DSL-технологий, а через 10 - 15 лет, заметил экс-глава Казахтелекома А.Жумагалиев. Правда, в дальнейших его рассуждениях о роли влияния ШПД на качественное развитие экономики прослеживается некий намек на необходимость государственной поддержки возможных инициатив компании. «Необходимо понимать, что инвестирование значительных средств в такие глобальные проекты с очень длительными сроками окупаемости возможны только при условии снижения для инвесторов рисков, связанных преимущественно со снижением доходности данных сетей», - отметил А.Жумагалиев. В этом плане, конечно же, Вымпелкому, как российскому инвестору КаР-Тела, меньше всего приходится рассчитывать на поддержку казахстанских чиновников, нежели Казахтелекому, почему собственно Вымпелком и стал первым в коммерческом освоении FTTH. Хотя надо заметить, что Казахтелеком использует оптическое волокно для предоставления услуг ШПД с 2000 года, а с прошлого года осуществил пилотные проекты в западном регионе Казахстана. Эволюция от простого к сложному Сегодня можно наблюдать, как сектор Интернет услуг от элементарного состояния переходит в многосложную структуру. К примеру, кроме значительного увеличения доходов собственно от услуг Интернет, хорошую динамику роста показывает и IP-телефония. Запущен пробный шар в популяризации Интернет телевидения. Еще раньше сотовые операторы быстро уловили новое веяние, предложив абонентам пользоваться, так называемым, легким контентом (почта, форум, чаты) и не быть привязанным к компьютеру. Как отмечают специалисты Кар-Тел, трафик, который качают сегодня пользователи мобильного Интернета, составляет около 15 террабайт в месяц, что требует канал шириной около 100 Мбит. Ожидается, что после запуска 3G в течение одного года трафик по разным прогнозам ориентировочно вырастет в 10-15 раз. Большие перспективы у iP TV. Год назад Казахтелеком запустил такую услугу под торговой маркой iD TV, но, как отмечают в самой компании, проект еще совершенствуется, не все опции реализованы. В том числе изучаются варианты использования более продвинутых технологий доступа к Интернет, обеспечивающих качество, как самого Интернета, так и дополнительных услуг типа iP TV. Преимущество нацоператора в том, что он первым вбил колышек на этом поле, однако и российский Вымпелком реализовал подобный проект в России под брендом «Билайн-TV» с полным набором опций. Непонятна ситуация с беспроводным Интернетом по технологии WI Max и WI FI. Несмотря на довольно сильный «промоушн», они пока не получили столь бурного распространения. WI Max, как технология, себя оправдала в части небольшой стоимости, но не оправдала ожиданий по качеству телекоммуникационных услуг. Зависимость работы технологии от погодных условий сделала свое дело. Через WI Max можно быстро организовать услугу, но это живет до тех пор, пока в здание не протянуть оптический кабель, отмечают эксперты. Компании Нурсат, Арна, Казтранском, Транстелеком, которые давно проложили оптику в бизнес-центры, где концентрируются основная группа клиентов WI Max, и держали тарифы на одном уровне, после выхода на рынок операторов WI Max с низкими тарифами пошли на снижение и уравняли свои тарифы с новыми тарифами. Что касается WI Fi, это технология для создания возможности предоставления доступа к Интернет внутри больших зданий: аэропортов, вокзалов, гостиниц и ресторанов. Эта технология, по мнению экспертов, еще себя покажет. Однако рассчитывать сейчас на большие доходы не стоит, потому что пользовательский уровень в Казахстане объективно не сильно высокий. Постепенно вместе с ростом количества пользователей лоптопов в общественных местах эта услуга должна пользоваться популярностью, но здесь ее ожидает теперь серьезная конкуренция с технологией 3G и USB-модемами сотовых операторов. В итоге, можно с уверенностью сказать, что отечественный рынок Интернет не просто обрастает абонентской базой, - у участников рынка есть вполне конкретные бизнес идеи, которые способны сделать отрасль более продвинутой.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.