Азат ПЕРУАШЕВ, глава НЭП «Атамекен»: ЭФФЕКТ ОТ СОЗДАНИЯ «САМРУК-КАЗЫНЫ» СПОРНЫЙ

3 ноября 2009 года
С момента создания госхолдинга "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" (ФНБ) прошло более года. Менеджмент ФНБ уже обнародовал положительные результаты работы структуры за это время. Позитивно отозвался о деятельности холдинга и премьер-министр Карим Масимов. Своим видением того, что было сделано, поделился с LS председатель Национальной экономической палаты (НЭП) «Союз Атамекен» Азат Перуашев. Следует обратить внимание на то, что эту предпринимательскую организацию отличает лояльность по отношению к правительственным структурам. - Недавно АО «ФНБ «Самрук-Казына» отметило годовщину своей работы. Как вы оцениваете эффективность работы госхолдинга? - Эффект от создания «Самрук-Казыны» спорный. На самом деле само создание фонда, конечно, вещь правильная с учетом кризисной ситуации, которая потребовала консолидации и координации государственной экономической политики. Но эффект спорный, потому что мы сегодня как раз таки в силу объективных экономических причин видим, что государство начинает не только проводить государственную экономическую политику, но и само начинает заниматься процессами экономическими, выстраивать структуру различных проектов и финансировать их. Фактически государство сегодня выступает участником бизнеса. То есть, мы сегодня государственный капитализм начинаем строить и, более того, происходит замещение и подмена бизнеса во многих версиях. Вы заметьте, как только государство входит в ту или иную отрасль, бизнес оттуда уходит. Частный бизнес не в состоянии конкурировать с возможностями государства, его административными рычагами и возможностями капитализации у государства. Даже при всем неэффективном управлении у государства возможности все-таки совсем другие. Поэтому сегодня возникает угроза выстраивания параллельной экономики, в которой бизнес будет вытесняться, и будет появляться все больше государственно-монополистических начал. Вот это, конечно, опасно и нам сегодня очень важно этот баланс интересов частного бизнеса и государства определенным образом отследить и защитить. Я думаю, это должным образом понимает правительство и руководство «Самрук-Казыны», по крайней мере, должно понимать. Сегодня необходимо вести речь об определении пределов государственного вмешательства в экономику. - Вы имеете в виду какие-то конкретные временные или отраслевые ограничения? И временные, и по масштабам, и по отраслевым признакам. Одно дело, когда речь идет об инфраструктуре и создании условий для бизнеса. Это понятно, мы это поддерживаем. Когда речь идет об электроэнергетике или финансовом секторе, это понятно. Но когда государство само начинает заниматься бизнесом, вот тут появляются вопросы. - Но государство же обещает выйти из тех же банков? - Обещает выйти из тех же банков. По этому поводу есть хорошее выражение: «Обещать – не жениться». Поэтому мы стараемся держать руку на пульсе, и мы видим как раз таки этот временной характер, который может подмениться понятием «временщительства», когда заходят только для того, чтобы быстро набрать и свалить. Вот этого чтобы не было. Чтобы национальные компании и государственные институты вели себя как рачительные хозяева, а не как временщики. Вот это очень важно.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.