Андрей Смелков: «Конкурировать с нами по цене бесполезно»

14 ноября 2012 года
Интервью с председателем правления Tele2 Андреем Смелковым - Андрей, все мы помним, что выход Tele2 на казахстанский рынок серьезно заставил понервничать конкурентов. Как сейчас обстоит дело с конкуренцией? Продолжается ли битва гигантов, продолжают ли использоваться грязные методы в борьбе за клиента? - Я думаю, что ситуация изменилась в лучшую сторону. Битва между нами, конечно,  продолжается, конкурентная борьба еще более обострилась. Достаточно сказать, что казахстанцев еще никогда не баловали таким количеством тарифных планов, выпускаемых практически каждый месяц.  Что касается формы борьбы и применяемых приемов, в настоящее время они целиком и полностью соответствуют нормам и духу цивилизованного рынка. Игроки сосредоточены и сфокусированы прежде всего на бизнесе и его показателях. Это создание новых и интересных предложений для абонентов, работа с торговой сетью, улучшение качества работы сети и расширение зоны покрытия, увеличение скорости мобильного Интернета. Вот основные точки приложения усилий. Времени для различного рода глупостей нет. - Как обстоит дело со снижением тарифов на интерконнект? - Не скрою, что решение вопроса ставок интерконнекта движется гораздо медленнее, чем нам того хотелось бы. Считаю необходимым подчеркнуть, что интерконнект – это не просто проблема для определенного игрока, страдающего от заградительных ставок, установленных крупными игроками. Высокие ставки интерконнекта в первую очередь затрагивают интересы всего рынка, включая казахстанского потребителя, поскольку оказывают влияние на развитие отрасли в целом. Я не устану приводить пример Республики Турция, где государство волевым решением снизило в разы ставку интерконнекта, и вопреки уверениям крупных игроков о том, что отрасль пострадает от подобного рода действий рынок продемонстрировал положительную динамику: ключевые показатели всех игроков, включая тех, кто был против, показали хороший рост. В нашей стране государственные органы также не сидят без дела. Например, проводимое Агентством по защите конкуренции РК расследование в отношении крупных игроков рынка на предмет возможного сговора по вопросу ставки интерконнекта, а также разбирательство, инициированное Министерством транспорта и коммуникаций РК, которое привлекло для этого независимого эксперта – российскую компанию, по вопросу соответствия ставок интерконнекта. Уверен, что активность данных ведомств поможет в деле оперативного решения озвученной проблемы, и  мы будем внимательно следить за результатами данных двух разбирательств. Подводя итог, нужно сказать, что на сегодняшний день интерконнект все еще является барьером для нашего развития, однако, несмотря на это, Tele2 продолжает доказывать, что интерконнект не может быть барьером для снижения цен на сотовую связь. Вспомните, с выходом на казахстанский рынок компании Tele2 цена на связь в стране снизилась в два раза. - В прошлом году вы говорили, что работаете себе в убыток. Продолжается ли эта тенденция? - Убыток – громкое слово, это нормальная общепринятая практика для любого сотового оператора, когда после запуска компания примерно два-три года демонстрирует отрицательную прибыльность. Она у нас отрицательная, но наши отрицательные показатели сокращаются от месяца к месяцу. Мы обещали рынку, что через 2 года после старта в Казахстане Tele2 выйдет на точку безубыточности, что намечено на вторую половину 2013 года. Пока идем по плану. - Вы активизировались в предоставлении услуг беспроводного Интернета. Как быстро эти доходы будут расти по сравнению с «голосом»? - Напомню, у Tele2 в отличие от других игроков была уникальная возможность построить в Казахстане и стартовать по всей стране с новейшей сетью и новейшим оборудованием, которые поддерживали сразу два формата – 2G и 3G. Поэтому в отличие от других в нашей сети технология 3G представлена на национальном уровне, а не фрагментарно, что позволяет нам предоставить абонентам качественный высокоскоростной мобильный Интернет. Качество и скорость соединения были практически сразу положительно восприняты абонентами, мы видим быстро увеличивающееся количество смартфонов в нашей сети, а также более чем трехкратный рост потребления трафика на одного абонента. Доходы от Интернета растут большими темпами, чем от «голоса», и данная динамика будет сохраняться. - Будете ли продолжать снижать услуги на тариф, скажем, до 3 тенге? Если да, то в какой период и в каких городах? - Наша стратегия, как оператора-дискаунтера, – отвечать более низкими тарифами на предложения наших оппонентов. Например, Beeline и Kcell  в ряде областей предложили тарифные планы, предлагающие абонентам общаться по 7 тенге за минуту звонка. Нужно подчеркнуть, что данные тарифы были со «звездочками», предусматривающими соблюдение абонентами дополнительных условий, как то пополнение баланса на определенную сумму, иначе стоимость звонка сразу же значительно увеличивалась. Tele2 на выпад конкурентов ответил тарифом «Нокаут» – 6 тенге на все направления звонков по Казахстану без каких-либо дополнительных условий. Таким образом, мы продемонстрировали, что конкурировать с нами по цене бесполезно. Мы всегда будет отвечать на выпады конкурентов и всегда предложим тарифы дешевле, чем они. При этом важно обратить внимание на следующее. Мы не обрушивает цены просто так, ведь мы не демпингуем. Мы снижаем свои цены лишь в том случае, если наши конкуренты понижают свои расценки. Tele2 всегда готов предложить тарифы с  определенной скидкой от средней цены на рынке. - Как оцениваете работу конкурентов? Не кажется ли вам, что сейчас больше всех на рынке ослаб Beeline, а вот Kсell, напротив, усилил позиции после выкупа доли TeliaSonera? - Мы с большим уважением относимся к нашим конкурентам, поскольку это серьезные компании, обладающие обширным опытом и большим количеством различных наработок в разных странах мира. Если оценивать по результатам, которые были публично озвучены казахстанскими операторами, можно увидеть, что показатели Kсell в сравнении с Beeline растут с большими темпами. Оператор Beeline же продемонстрировал в первом квартале снижение абонентской базы, которая и во втором квартале показывала малую динамику. Лидер же по данному важнейшему показателю – Tele2, мы опережаем всех. Соответственно, можно сделать вывод, что в текущей ситуации Kсell справляется лучше, чем Beeline, что также находит отражение и в выпускаемых тарифах. Beeline первым запустил тариф, предлагающий общаться по всем направлением  по 7 тенге за определенное пополнение, за ними последовал «Актив». Мы также отреагировали с «Нокаутом». Последний выпущенный тариф Beeline «Ноль внутри сети» я бы назвал отчаянной попыткой, поскольку цены ниже нуля спускать уже некуда. Понятно, что с помощью данных тарифов Beeline пытается удержать абонентскую базу и сохранить при этом доходы и абонентов. Посмотрим, как у него это получится. - Вы заявляли, что готовы биться за 20-30%-ную долю рынка. Как сейчас с этим обстоит дело? - С самого начала Tele2 предупреждал, что намерен занять треть рынка, что, по сути, позволяет говорить о позиции второго игрока на рынке.  При этом если динамика роста доли будет продолжаться, то Tele2 может занять позицию игрока №1. У нас есть все шансы и возможности достичь данных целей, потому что Tele2 продолжает уверенный рост, за полтора года работы в стране оператор увеличил свою абонентскую базу до 3 миллионов активных абонентов. В 2011 году мы стартовали с долей рынка менее 2%, за календарный год мы достигли доли в 10%. К концу текущего года наша планка поднялась до 15% доли рынка, и этот показатель вполне достижим. Если мы можем так прирастать за год, то почему бы к концу следующего года не занять четверть или треть казахстанского рынка. Как это сделать, мы знаем и умеем добиваться поставленных целей. Казахстанцам нравится наша связь, наши цены, у нас прекрасный Интернет и хорошее качество. Скажу честно, что рост абонентской базы превзошел все наши ожидания, и, наверное, срабатывает эффект снежного кома – чем больше абонентов к нам приходят, тем больше рекомендуют нас своим друзьям и близким, тем больше людей к нам приходит. - За счет каких городов в основном идет прирост абонентов? - Абонентская база Tele2 динамично растет практически во всех регионах страны, к сожалению, не могу поделиться точными цифрами по каждой области, поскольку конкуренты не преминут воспользоваться такого рода знаниями. Конечно же, она не одинакова и разнится от региона к региону, поскольку на динамику прироста влияет не только количество населения, но и уровень доходов, уровень конкуренции на локальном рынке, компактность и плотность проживания и множество других факторов. Не скрою, на размере нашей абонентской базы положительно отразились запуски в Южно-Казахстанской, Жамбылской и Атырауской областях, однако мы успешно боремся за своего абонента по всему Казахстану. - А сколько базовых станций сейчас? Будет ли их число расширяться? - Хитрый вопрос такой, мы всегда стараемся уходить от ответа точного количества базовых станций – сколько у нас есть. Но не могу удержаться, чтобы не похвастаться, что до конца этого года будет около 3 тыс. базовых станций. По показателю покрытия сети мы очень близко подбираемся к нашим конкурентам, в настоящее время в зоне покрытия Tele2 проживает порядка 83% населения страны. К концу года данный показатель планируем увеличить до 90%. Чтобы вы могли оценить скорость строительства, достаточно сказать, что мы за 2 года прошли тот путь, на который у конкурентов ушло порядка 10 лет. Мы по достоинству можем гордиться достигнутыми результатами развития нашей сети, ведь на большой территории Казахстана этот фактор играет, пожалуй, одну из главных ролей в достижении успеха для нового игрока. - Каков объем инвестиций на 2012-й и 2013 год? - На 2012 год официально было заявлено около 600 млн шведских крон. Что касается предстоящего года, мы еще не озвучивали предполагаемый размер инвестиций, но будьте уверены, что темпы строительства нашей сети сохранятся. - Произошел ли переток сотрудников из Beeline к вам после переезда компании в Астану? - Не совсем корректный вопрос. Мы не ставим для себя цель переманить сотрудников из той или иной компании, поскольку рынок труда в нашей отрасли достаточно мал. Все игроки в той или иной мере ощущают нехватку квалифицированных экспертов и специалистов. Поэтому нередки случаи, когда у сотрудников есть опыт работы в нескольких компаниях: в Kсell, Beeline, Казахтелекоме. Для нашей компании важны не только знания, навыки и опыт кандидатов, немаловажное значение имеет, насколько человек разделяет взгляды и ценности компании, соответствует ли он нашей культуре. Например, бизнес-модель компании-дискаунтера предусматривает, что в компании работает гораздо меньшее количество сотрудников, чем у наших конкурентов. Это означает, что каждый сотрудник работает за двоих и даже за троих, соответственно, сотрудник может выполнять сразу несколько разных задач. Кому-то нравится такой темп работы, кто-то предпочитает выполнять исключительно одну функцию, с последними нам не по пути. Зато у нас больше полномочий и процесс согласования решений занимает гораздо меньше времени, согласующих гораздо меньше! Бывает такое, что и профессионал хороший, но культуре нашей не соответствует, тогда тут на самом деле лучше не принимать человека на работу с самого начала, иначе ему будет некомфортно работать и компании будет с ним некомфортно. Одно могу сказать точно: в среднем на одну вакантную должность в Tele2 приходится не менее 5-6 претендентов, и принимаем мы лучших из лучших. А переезжать в Астану мы не планируем.
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.