Альтернативная энергетика непосильно дорога и не должна быть в приоритете у Казахстана

Зеленая энергетика далека от совершенства даже в развитых странах

18 апреля 2016 года
    

Когда я вижу автопробеги уважаемых мной людей на электромобиле по одной из худших и неоснащенных дорог в стране, волей-неволей начинаешь жалеть машину. Она очень дорогая и слишком хороша, чтобы так ее изматывать.

Не склонен драматизировать, скорее, напротив, пожелаю им успехов в их поиске новой энергии для страны, но именно их пробег, как и многое другое, вскрывает поверхностность наших суждений об альтернативной энергетике. Мне, как человеку, которому приходится сталкиваться с энергетикой каждый день, человеку, которому необходимо каждый день давать сложные, дорогие, а порой и невыполнимые советы, уже давно пришлось снять розовые очки. И дело даже не в стране, не в упреке к власти, к людям, к инфраструктуре. Альтернативная энергетика очень сложна в понимании, далека от совершенства даже в развитых странах и, безусловно, чрезмерно дорогая. Она непосильно дорога, и на сегодняшний день не должна быть в приоритете в нашей стране. Часто зеленую энергетику путают с зеленой экономикой.

Зеленая экономика - понятие куда обширнее ветряных станций и солнечных панелей. Это совокупность рационального расхода энергии, развития альтернативных источников энергии и в целом отражение политики государства в области энергоэффективности. Вот что сейчас необходимо ставить во главу угла - энергоэффективность. То есть рациональное использование существующих ресурсов.

Приведу пример. Максимально примитивный, чтобы было понятно о чем я: автопробег Алматы - Астана. Есть одна цель четыре автомобиля и пять человек. Из автомобилей - это Toyota Land Cruiser 200 (так нами любимый) с бензиновым двигателем 4,6 и средним расходом на трассе 17 литров, Audi A1 с дизельным двигателем 1,2 и расходом на трассе 4 литра на 100 км, Tesla Model S с нулевым расходом топлива, Kia Rio с бензиновым двигателем 1,6 и расходом на трассе приблизительно 6 литров бензина на 100 км.

Итак, получаем что Toyota Land Cruiser 200 может перегнать  один человек за 16 часов, потратив примерно 200 литров, Audi также сможет перегнать один человек с 50 литров солярки и потратив на путь 18 часов, учитывая разбитые дороги от Алматы до Балхаша. Kia Rio с одним водителем потратит те же 18 часов и сожжет при этом 72 литра бензина, тогда как Tesla не сожжет ровным счетом ничего, но потратит на дорогу больше 2 суток, соответственно, необходимо минимум два водителя, если стоит задача домчать максимально быстро.

Как видите, самый комфортный вариант это Land Cruiser, самый дешевый, на первый взгляд, это Audi A1, тогда как самый рациональный Kia Rio потому, что, учитывая качество солярки на наших трассах, Audi, скорее всего, сразу же после прибытия пропишут очень дорогой ремонт. Tesla же вообще домчит практически бесплатно, но предварительно измучив водителей и подвергнув их риску в пустынной территории нашей страны.

И вот к чему я. Это пример того, как пытаются развивать нашу зеленую экономику. Глава государства поставил задачу, ведомства побежали выполнять и не важно сколько это будет стоить и окупится ли. Сейчас наша экономика - это такой прожорливый Land Cruiser, наши все программы и потуги - попытка пересесть на Tesla Model S. Да,Tesla хороша и очистит нашу экологию максимально, но она очень дорога, требует колоссальных инвестиций в развитие инфраструктуры, что в ближайшей перспективе видится мне непреодолимой задачей. Я же призываю к рациональности и призываю пересадить нашу экономику в Kia Rio, в самый рациональный, доступный и разумный вариант. Да, мы по прежнему будем жечь грязную энергию, но сравните - мы можем сократить расходы на 60-70%. Это достаточно оптимистично и вытекает из примера. Я бы сказал реалистично - мы можем снизить нагрузку на экологию на 30% минимум, не используя вообще альтернативные источники энергии, к которым нас толкают. Вот давайте сначала этого добьемся, а уже потом поговорим о развитии зеленой энергетики.

Ернар Дукенбаев, директор компании KAZENERGYAUDIT. 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.