Основные проблемы квазигосударственного сектора перечислили в Счетном комитете, передает LS.
Согласно отчету госоргана, эти проблемы являются причинами неэффективного использования госресурсов и сдерживают развитие рыночной экономики.
Доминирование в экономике
В комитете напомнили, что изначально управляющие холдинги были созданы для создания технологичных производств в несырьевых секторах экономики с дальнейшим выходом квазигоссектора из конкурентного рынка.
"Однако фактически доля трех системообразующих холдингов (ФНБ "Самрук-Казына", НУХ "КазАгро", НУХ "Байтерек") в экономике не имеет устойчивой тенденции к снижению (2016 год – 12,9% в ВДС, 2017 год – 12,4%, 2018 год – 13%), а их консолидированные активы достигли более 32 трлн тенге", - обратили внимание в счетном комитете.
Например, "Самрук-Казына" доминирует в таких отраслях экономики, как:
- 20% первичной поставки нефти и нефтепродуктов;
- 70% услуг переработки нефти;
- 90% и 80% на рынке услуг грузовых и пассажирских ж/д перевозок соответственно ("КТЖ Грузовые перевозки", "Пассажирские перевозки", "Пригородные перевозки");
- 30% производства электроэнергии;
- 90% реализации товарного газа;
- 60% сотовой связи;
- 50% внутренних пассажирских авиаперевозок.
Зависимость от бюджета и слабый мониторинг
При этом сохраняется зависимость субъектов квазигоссектора от бюджета. За период с 2007 по 2018 год холдингам направлены национальные ресурсы в объеме 7 трлн тенге, что сопоставимо с семи бюджетами развития страны.
В 2008-2019 годах всего выделено 6,7 трлн тенге. Из них:
- из республиканского бюджета – 1,6 трлн тенге в "Самрук-Казына" (361,8 млрд тенге), "Байтерек" (865,2 млрд тенге), "КазАгро" (354,8 млрд тенге);
- из Национального фонда – 4,3 трлн тенге (целевые трансферты – 1,1 трлн тенге, облигационные займы – 3,2 трлн тенге) в "Самрук-Казына" (3 трлн тенге), "КазАгро" (145 млрд тенге, "Байтерек" (1,1 трлн тенге);
- из ЕНПФ – 624 млрд тенге в "КазАгро";
- из государственного фонда социального страхования – 120 млрд тенге в "КазАгро".
Вместе с тем консолидированный доход трех холдингов за 2018 год составил 11,4 трлн тенге. Из них 10,9 трлн тенге пришлись на "Самрук-Казына", 372,8 млрд тенге на "Байтерек" и 161,2 млрд тенге на "КазАгро". Расходы сложились на уровне 10,5 трлн тенге. Из них 10 трлн тенге "Самрук Казына" (94,6%), 320,4 млрд тенге "Байтерека" (3%), 246,6 млрд тенге "КазАгро" (2,4%).
"Информация по участию данных средств в реализации документов системы государственного планирования холдингами не представлена, что свидетельствует об отсутствии соответствующего мониторинга в данном направлении. Указанными сведениями не располагают и курирующие центральные государственные органы (МСХ, МИИР). Тем самым мониторинг за направлением средств субъектами квазигосударственного сектора на реализацию общенациональных целей в полной мере не осуществляется как самими холдингами, так и отраслевыми министерствами. Причина тому – отсутствие четкой роли и места субъектов квазигосударственного сектора в системе государственного планирования. Как следствие, ключевые национальные индикаторы не в полном объеме декомпозированы в стратегиях развития холдингов и их дочерних компаний", – высказали критику в госоргане.
Также в комитете заметили, что в процессе исполнения плановые показатели подвергаются многочисленным корректировкам. Поэтому, по мнению аналитиков ведомства, необходимо усовершенствовать стратегическое планирование деятельности субъектов сектора с четким определением роли каждого в достижении общенациональных задач с привязкой к финансовым ресурсам.
Завышенный кредит для бизнеса
Помимо этого, в госоргане обратили внимание на то, что средства из республиканского бюджета на поддержку бизнеса в различных отраслях экономики стали источником дохода для многих субъектов квазигоссектора. В итоге предприниматель, на которого направлена государственная поддержка, получает кредитные средства по завышенным ставкам. В среднем от 6% до 9%, при бюджетном кредитовании субъекта квазигоссектора – менее 1%. Это резервы для сокращения стоимости кредитных ресурсов для конечных получателей.
Неконкурентность в госзакупках
Несмотря на положительную тенденцию, в среднем 80% средств госхолдингов продолжает размещаться неконкурентным способом, с высокой долей внутригрупповых закупок.
Например, только по одному товару – углю – обеспечение транспарентности и конкуренции в закупках "Самрук-Казына" позволило бы сэкономить 20% от стоимости данного товара, или около 1 млрд тенге в год. Аналогичные примеры по закупу хлора, дизтоплива.
"Необходимо ускорить принятие единого закона о государственных закупках и закупках субъектов квазигосударственного сектора с проведением всех процедур на централизованной платформе на портале е-закупок министерства финансов", – заметили в счетном комитете.
Недостатки дивидендной политики
В госоргане обратили внимание на то, что объем выплачиваемых государству дивидендов несоразмерен полученному чистому доходу.
"За пятилетний период в республиканский бюджет фондом "Самрук-Казына" выплачено 5% от чистого дохода (2,6 трлн тенге). Низкий процент дивидендов в определенной степени обусловлен прочими распределениями в пользу акционера (398 млрд тенге) на финансирование непрофильных объектов, зачастую с завышенной стоимостью", – пояснили в комитете.
В ведомстве добавили, что акциеонеру необходимо минимизировать прочие распределения, установить обязательные размеры дивидендов и сроки их выплаты.
"Одновременно, согласно данным Казначейской системы, имеется многолетняя практика перечисления фондом в бюджет страны ежегодных дивидендов за истекший финансовый год только к концу года (ноябрь - декабрь). Таким образом, учитывая уровень инфляции, затягивание перечисления дивидендов к концу года негативно отражается на формирование доходной части бюджета. В случае корректировки бюджета в парламенте указанные дивиденды не участвуют при перераспределении бюджетных средств, что позволило бы изыскать средства на инициативы главы государства", – заключили в счетном комитете.