Перегруженность ж/д путей вынудила Казахстан принять запрет на ввоз зарубежных порожних вагонов. И это не противоречит соглашению в рамках СНГ, но беспокоит органы ЕАЭС, сообщает LS.
В "Қазақстан темір жолы" (КТЖ) пояснили LS, что конвенционный запрет был введен из-за ограниченной пропускной способности и затруднений в маневровой работе. Они стали следствием занятости путей потоком вагонов в направлении Китая, Таджикистана и Узбекистана, а также значительного скопления порожних вагонов.
Отметим, что конвенционный запрет – это временное прекращение перевозки грузов по ж/д путям по техническим причинам, такие как размыв или повреждение путей.
Нынешний запрет был введен с 15 декабря 2020 года и распространяется на перевозку всех порожних крытых вагонов, полувагонов и зерновозов всех принадлежностей со всех станций всех железнодорожных администраций, назначением на станции в Казахстане.
"КТЖ-Грузовые перевозки" не применяла конвенционный запрет на прием к перевозке порожних собственных и арендованных вагонов, возвращающихся на железнодорожную администрацию приписки", – добавили в КТЖ.
Там также привели данные, что на 15 февраля 2021 года в Казахстане находятся 40,8 тыс. "чужих" вагонов.
Несмотря на то, что такие конвенционные запреты вводятся в рамках СНГ, на данную меру отреагировали и в главном органе ЕАЭС. Там отметили, что введение таких запрещений не противоречит нормам договора о ЕАЭС и регулируется исключительно положениями международного договора в рамках СНГ. Так LS прокомментировала помощник председателя коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Ия Малкина.
"Вместе с тем, по мнению комиссии, правоприменительная практика использования конвенционных запрещений не должна способствовать созданию дискриминационных условий при грузовых перевозках. Также отмечу, что комиссия не принимала решение о том, что действия Казахстана являются препятствием", – пояснила в беседе с LS Малкина.
Она добавила, что в феврале члены СНГ приняли решение обновить правила использования вагонов других государств. Согласно новой редакции, ж/д администрация не может вводить конвенционные запрещения, чтобы ограничивать прием порожних вагонов с детализацией по наименованию собственника (арендатора) вагона и критериям, отсутствующим в договоре перевозки.
"Таким образом, в рамках Совета по железнодорожному транспорту СНГ данный вопрос урегулирован", – сообщила Малкина.
Она также рассказала, что вопрос о проблемах перевозки российского подвижного состава по территории Казахстана рассматривался советом ЕЭК еще в октябре и ноябре прошлого года. Тогда орган поручил КТЖ и РЖД выработать согласованные решения.
В результате в декабре 2020 года КТЖ и РЖД согласились в том, что нужно проводить мониторинг введения конвенционных запретов.