Закон о медицинском страховании недоработан и непрозрачен - НПП

Работающие граждане будут получать медицинские услуги в рамках действующего объема медпомощи за счет отчислений работодателей в размере 5% от ежемесячного фонда оплаты труда, и в размере 1% от своего ежемесячного дохода. То есть получается, что гарантия государства будет осуществляться за счет средств работодателя

3 августа 2015 года

Система обязательного социального медицинского страхования недоработана и ее внедрение в таком виде чревато негативными последствиями, в том числе и для предпринимателей страны. О том, какие позиции удалось отвоевать Национальной палате предпринмателей "Атамекен" (НПП) LS рассказала заместитель председателя правления НПП Юлия Якупбаева. 

- С 2017 года в Казахстане планируется ввести обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС). Национальная палата предпринимателей уже раскритиковала законопроект. Неужели он совсем плох?

-  Нацпалата неоднократно отмечала,  что предлагаемая министерством здравоохранения и социального развития модель финансирования в рамках новой инициативы не меняет уже существующую модель, а лишь дополняет действующую дополнительным источником финансирования в виде отчислений с работодателей (5%) и работников (1%).

Главный вопрос, который нас беспокоит при внедрении системы обязательного медицинского страхования - как она будет работать? На наш взгляд, меры, предложенные министерством, недоработаны и непрозрачны. А это важно, так как речь идет о дополнительной финансовой нагрузке, как на работодателей, так и на работников.

Что министерство готово дать взамен? Несмотря на установленное конституцией право населения на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП),предлагается сохранить госфинансирование только для отдельных категорий населения: дети до 18 лет, беременные женщины, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также приравненные к ним лица, инвалиды, пенсионеры и другие.

Работающие граждане будут получать медицинские услуги в рамках действующего объема медпомощи за счет отчислений работодателей  в размере  5% от ежемесячного фонда оплаты труда,  и в размере 1%  от своего ежемесячного дохода. То есть получается, что гарантия государства будет осуществляться за счет средств работодателя. Считаем такой переход чрезвычайно дискуссионным.

9 июля 2015 года Нацпалатой проведены общественные слушания по  основным положениям концепции законопроекта с участием депутатов мажилиса парламента, государственных органов, бизнес-сообщества и других.

Участниками принято решение о необходимости доработки и  совершенствования механизма внедрения обязательного медицинского страхования,  предложенного государственным органом.

У нас также остаются открытыми следующие вопросы: справятся ли сами больницы с ростом числа пациентов? сможет ли работник отказаться от взносов за обязательное медицинское страхование, если в районной поликлинике он обслуживается бесплатно и его это устраивает? что будет с системой добровольного медицинского страхования?

В настоящее время треть всех работников страны, особенно занятых на вредных производствах и в крупных компаниях, пользуются добровольным медицинским страхованием за счет средств работодателей. Если введут нововведения, то работникам, видимо, придется из своего кошелька оплачивать услуги, которые сейчас оплачивает работодатель?

Также нас волнует дальнейшая судьба участников страхового рынка - страховщиков, частных медицинских клиник и ассистенс-компаний? Какова их роль в новой системе социального медицинского страхования?

То есть, по сути, нововведение заключается лишь в выделении существующего комитета оплаты медицинских услуг министерства в отдельную структуру - Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), который будет дополнительно получать за счет средств работодателей и работников до 7%. При этом штат комитета нужно будет значительно расширить, поскольку риски страхового мошенничества (как со стороны населения, так и со стороны медорганизаций) и увеличение судебных споров от пациентов потребуют привлечения большого количества, как юристов, так и финансистов.

Казахстанским чиновникам нужно понимать, что социально-медицинское страхование должно быть не обузой для работодателей, а стимулом для ведения здорового образа жизни и охраны здоровья.

- Что отвечают в министерстве здравоохранения и социального развития на ваши опасения?

- Министерство вводит обязательное медицинское страхование, чтобы получить дополнительное финансирование, и не скрывает этого. Но тогда подобные предложения могут поступать и от других государственных органов, которым не хватает денег.

Когда на бизнес возрастает финансовая нагрузка, он просто уходит в тень и начинается сокращение заработных плат, рабочих мест, выдача зарплат в «конвертах». На общественных слушаниях, председатель Ассоциации горно-металлургической промышленности Николай Радостовец сказал, что после каждого предложения со стороны чиновников, касающегося увеличения финансовой нагрузки, компании начинают составлять списки по сокращению работников.

- А по каким вопросам вам удалось найти общее решение?

- Мы доказали несправедливость  предложенного механизма отчислений в том, что  за одинаковый объем услуг предприниматели будут платить разные суммы отчислений. Так как объектом обложения является фонд оплаты труда, размер которых колеблется в большом диапазоне. Министерство обещало установить предельный порог объекта исчисления. Вне зависимости от размера заработной платы мы предложили установить максимальный порог – 6 минимальных заработных плат, или 128 тыс. тенге. Также сумели снизить размер взноса с работодателей с 5% до 2%. Но этот уровень будет ежегодно расти.

Также мы настаиваем на предоставлении расчетов по расходованию собранных средств фонда. Нас еще интересует  – сколько планируется потратить на административные расходы по созданию и содержанию фонда? Это ведь не аморфная структура, у нее будут здание, работники, заработная плата, информационная система, филиалы, транспорт и так далее.

По предложению общественности нами создана альтернативная группа из числа депутатов, общественников, крупных ассоциаций и работодателей, по результатам работы которой внесем в министерство здравоохранения и социального развития дополнительные предложения.

В случае небольшого промежутка времени для детальной проработки законопроекта в качестве консенсуса будем просить отсрочку по внедрению данной системы до 2020 года.

- Есть ли риск того, что руководство фонда обязательного медицинского страхования, может так же, как предшественник скрыться за рубежом с миллионами денег казахстанцев?

- Ни одно ведомство, которое создает новую организацию на старте, не озвучивает подобные риски. Напротив, будут уверять в обратном. И в министерстве здравоохранения и социального развития такой риск не учитывают и не собираются учитывать. Они полагают, что после прихода госслужащих из действующего комитета оплаты медицинских услуг произойдет реформа.

- Есть ли примерные подсчеты, сколько должен отчислять работодатель, с учетом поправок в пенсионное законодательство и обязательное медицинское страхование?

- С учетом последних изменений в законодательстве и планируемых реформ обязательные отчисления в бюджет и разного рода фонды к 2017 году достигнут 40% от фонда оплаты труда. С работника: 10% пенсионные отчисления плюс 10% индивидуальный подоходный налог. Работодатель перечисляет со своей стороны 11% социальный налог, включая 5% социальные отчисления, 5% обязательные профессиональные пенсионные взносы, за работающих во вредных условиях труда. Добавляем к ним отчисления за тяжелые условия труда, социальное страхование от несчастных случаев работников при исполнении трудовых обязанностей и обязательное медицинское страхование 5%. И это не считая обязательств по налогам: НДС, КПН и другие отчисления работодателя в рамках социальной ответственности (ДМС, медицинские предсменные и предрейсовые осмотры работников и так далее).

Поэтому, прежде чем облагать работодателей дополнительными обязательствами, необходимо помнить, что они и так несут существенную финансовую нагрузку - налоги, социальные отчисления, страховые отчисления и тому подобное. И если вводить обязательное медицинское страхование, то нужно предложить что-то взамен. Например, снизить социальный налог или уменьшать на эту сумму корпоративный подоходный налог.

Министерство здравоохранения и социального развития  считает, что Национальная палата предпринимателей лукавит, когда соединяет цифры и утверждает, что необходимо разделять взносы, как работника, так и работодателя. Но реальность такова, что зачастую работодатели перекладывают груз на сотрудников.

Поэтому, будем находить взаимоприемлемые решения для работодателя, работника и государства. Везде важен баланс. 

 
Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.