Крупные проекты по развитию логистики будут реализованы в Алматы в ближайшие годы, передает LS.
Как отметили в министерстве транспорта, через мегаполис проходят два крупных международных маршрута – ТРАСЕКА и Трансазиатский коридор (южное направление). При этом за 10 месяцев 2023 года объем перевозок грузов по ним составил 266,1 тыс. тонн. В том числе по линии ТРАСЕКА – 54 тыс. тонн, по Трансазиатскому коридору – 212,1 тыс. тонн.
Для того, чтобы расширить логистические возможности мегаполиса, будет реализован ряд проектов.
В том числе в Алматы будут возведены современная платформа транспортных услуг и электронной коммерции, а также логистический терминал. Они появятся на базе грузового терминала "Кедентранссервис" железнодорожной станции "Алматы-2". Как отметили в нацкомпании "Қазақстан темір жолы", проект реализуется совместно с Xi`an Free Trade Port Construction and Operation Co (Сухим портом Сианя в Китае).
Данный проект будет реализован на участке площадью 10 га. На территории, согласно планам, будут построены современные склады площадью 1,4 тыс. кв. м. При этом будут применяться технологии регулирования температурного режима и роботизированного складирования, а также склады класса "А" для хранения тарно-штучных грузов и грузов электронной коммерции площадью 36 тыс. кв. м и контейнерные площадки площадью 12 тыс. кв. м с установкой электрического козлового крана грузоподъемностью 50 тонн.
Как отметили в КТЖ, с учетом ежегодного роста объемов перевозок и прохождения через Казахстан основных международных транспортных коридоров создание платформы и терминала позволит увеличить объемы хранения, сократить время обработки грузов и сроки доставки. Также будут консолидированы грузы практически из всех регионов КНР в режиме импортного хаба для грузополучателей Казахстана и предоставлен качественный спектр транспортно-логистических услуг с учетом "последней мили".
Ранее заместитель председателя КТЖ Ерлан Койшибаев уже отмечал, что будущий центр откроет доступ к рынкам Китая, Центральной Азии, стран Кавказа, Ближнего Востока, ЕАЭС.
Для ускорения железнодорожных грузоперевозок ведется строительство железной дороги в обход Алматы. Возведение данной дороги связано с тем, что динамично растут показатели отправки товаров между Казахстаном и Китаем, которые в 2022 году превысили 23 млн тонн, показав исторический максимум. С начала 2023 года перевозки выросли еще на 22%. В этих условиях железнодорожный узел мегаполиса испытывает повышенную нагрузку.
Протяженность ж/д линии составит 73 км. Запланированный объем финансирования предварительно составляет 93,6 млрд тенге частных инвестиций. В результате появления данного пути алматинский узел будет разгружен на 40%. Скорость доставки вырастет до 24 часов.
Помимо этого, согласно прогнозам Минтранса, обходная дорога позволит переориентировать грузопоток на новую железную дорогу "Жетыген – Казыбек-Бек", минуя станции Алматы. Нагрузка снизится на 40%.
В данном коридоре алматинский железнодорожный узел обеспечивает движение поездов по четырем направлениям: Шу, Актогай, Алтынколь и станция "Алматы-2". С появлением новой линии значительно сократится срок доставки грузов.
В Минтрансе отметили, что доля местного содержания в рамках строительства будет не менее 85%. Появится 1,4 тыс. рабочих мест в ходе прокладывания пути, а при эксплуатации железной дороги – порядка 500 рабочих мест.
В целом будет уложено 130 км путей, построено три станции, 13 мостов, пять железнодорожных и один автомобильный путепроводы.
"Данный проект ускорит пропуск транзитных грузов назначением на Центральную Азию, Европу и порты Каспийского моря", – пояснили в министерстве.
В сфере авиации на базе аэропорта Алматы планируется создать мультимодальный центр аккумулирования и распределения грузов.
Как отметили в Минтрансе, для реализации проекта потребуется развитие инфраструктуры. Также будет необходимо бесперебойное обеспечение авиатопливом, дебюрократизация таможенных процедур, автоматизация процессов по оформлению.
В связи с этим турецкий TAV Airports Holding планирует в 2025 году провести модернизацию перрона перед карго-терминалом и полностью автоматизировать процессы, чтобы ускорить обработку грузов в аэропорту.
Также на данный момент холдинг строит новый пассажирский терминал более чем за $200 млн. Его запуск запланирован на лето 2024 года.
Отмечается, что в прошлом году поток воздушной гавани превысил рекордные 7 млн человек, что превышает мощность в 2,5 раза. Ожидается, что новый терминал повысит пропускную способность до 14 млн человек.
Как отметили в Минтранспорта, ожидается, что за счет наращивания мощности воздушная гавань мегаполиса станет авиационным хабом в регионе.
В то же время, как сообщили в Комитете гражданской авиации, со II квартала 2024 года воздушная гавань Алматы будет готова перейти на использование авиатоплива JET A-1, который выпускается по мировому стандарту ASTM D1655.
В автодорожной отрасли была запущена Большая Алматинская кольцевая автодорога.
По информации Минтранса, это первый концессионный проект в истории Казахстана. Его начали строить на основе турецко-корейского консорциума и должны были завершить в 2024 году. Но из-за полномасштабных работ проект удалось сдать раньше.
Дорога была построена за счет собственных средств инвестора. В ближайшие 16 лет проект будет на гарантии.
"Теперь расстояние в 66 км можно будет преодолеть всего за полчаса", – заверили в Минтрансе.
В ведомстве отметили, что БАКАД является основой транспортного каркаса алматинской агломерации. В рамках нового генплана Алматы до 2040 года будут построены шесть радиальных дорог, ведущих к данной трассе.
Как отмечается в программе развития мегаполиса, в результате пробивки крупные транспортные артерии будут присоединены к кольцевой трассе. В то же время нужно расширить узкие участки двухполосных дорог на территории области. В том числе до требуемых параметров нужно довести зоны на участках вдоль Талгарского тракта, Кульджинского тракта, Каскеленской трассы, трассы Боралдай – станция Шамалган.
Ожидается, что БАКАД снизит загруженность дорог Алматы в среднем на 20% за счет предотвращения въезда транзитных грузовиков на территорию мегаполиса.