Предложения о передаче долей в нефтяных мегапроектах компаниям из России очень вредны для экономики Казахстана. К такому выводу пришли аналитики Halyk Finance, передает LS.
Несмотря на то, что нефтяной сектор играет ключевую роль в экспорте, госбюджете и ВВП, а также долгосрочном экономическом развитии, он сталкивается с рядом серьезных трудностей, отмечается в обзоре организации. Они связаны с разведкой и добычей новых месторождений в стране, а также с той ролью, которую играет государство в развитии сектора. Согласно оценке международных экспертов, себестоимость новых нефтяных проектов в Казахстане является чрезвычайно высокой. В то же время для разведки и добычи новой нефти в республике есть ряд других серьезных препятствий, которые включают большую разницу между экспортными и внутренними ценами на нефть, отсутствие надлежащих стимулов со стороны государства, а также требования к местному содержанию, которые очень обременительны для потенциальных инвесторов.
Нефтепереработка в Казахстане почти полностью принадлежит государству, что вместе с искусственным удержанием цен на нефтепродукты сдерживает развитие внутреннего рынка. Все это заметно ухудшает инвестиционный климат в Казахстане, тогда как их решение требует глубоких реформ в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
"С недавних пор в экспертной среде, а также в правительстве все чаще поднимаются вопросы о необходимости пересмотра условий договоров по нефтяным мегапроектам Тенгиз, Кашаган и Карачаганак или расторжения этих договоров и последующего заключения новых. Среди возможных решений звучат и предложения о передаче долей в нефтяных мегапроектах компаниям из России. По нашему мнению, нападки на иностранных инвесторов по этим трем мегапроектам, а также нынешние заявления о необходимости пересмотра условий договоров беспочвенны и очень вредны, особенно с точки привлечения новых иностранных инвесторов в нефтяной и другие секторы экономики", – высказались аналитики Halyk Finance.
Вместе с тем несмотря на то, что в физическом выражении нефтяной сектор продолжает расширяться, инвестиции в него в 2023 году снизились. Сокращению объема финансовых вливаний способствовали иски против операторов Кашагана и Карачаганака, экологические штрафы, волатильность цен на нефть, а также перенос проектов расширения на месторождении Тенгиз. На этом фоне сократились также нефтяные доходы консолидированного бюджета и выручка от экспорта нефти.
На фоне геополитической нестабильности Казахстан продолжает развивать альтернативные маршруты для экспорта нефти. Одним из перспективных направлений в этом плане является Транскаспийский маршрут, а также поставки в Европу и Китай в обход традиционных каналов. Но это более дорогие варианты по сравнению с Каспийским трубопроводным консорциумом, через который в 2023 году прошло около 80% всего экспорта нефти из Казахстана.
В текущем году, по прогнозам министерства энергетики, объемы добычи нефти составят около 90,3 млн тонн, что немного выше прошлогоднего уровня. При этом цены на нефть, скорее всего, будут оставаться примерно на том же уровне.
"В такой ситуации среднегодовая стоимость нефти в 2024 году, на наш взгляд, составит примерно $80 за баррель, что, в принципе, приемлемо для казахстанской экономики", – отмечается в обзоре.
Между тем есть ряд проблем, на которые стоит обратить внимание.
Одним из ключевых барьеров являются высокие затраты на разведку и добычу. Согласно оценкам S&P, цена безубыточности для типового нового проекта в нефтяной отрасли в Казахстане в 2022 году составляла около $67 за баррель. Данный уровень даже выше среднего регионального показателя для Евразии, где точка безубыточности для типового проекта составляет около $66,35 за баррель. В связи с этим, по мнению S&P, Казахстану будет очень сложно конкурировать с другими нефтедобывающими странами, сохраняя и увеличивая свою долю на мировом рынке. В 2040 году показатель безубыточности для новых казахстанских нефтяных проектов, на которых в указанном году будет идти добыча, приблизительно составит около $70 за баррель, тогда как примерно для 65% общемирового объема новой добычи сырой нефти в других странах данный показатель к 2040 году не будет превышать $50 за баррель.
Помимо этого, как отметили аналитики Halyk Finance, поставки сырой нефти на внутренний рынок убыточны. По некоторым оценкам, цена закупки сырой нефти на внутреннем рынке ниже почти на 55-70% экспортной вследствие политики государства по субсидированию внутренних цен за счет недропользователей.
"Правительство обязывает недропользователей направлять определенную доли добытой нефти на внутренний рынок по низким ценам, называя это "социальной нагрузкой". Подобное условие невыгодно частным инвесторам, из-за чего инвестиции в новые месторождения будут стагнировать", – сообщается в документе.
Потребление в стране быстро растет, и нет гарантии, что в будущем правительство не будет давить еще больше, с целью увеличить продажи нефти на внутренний рынок в убыток инвесторам. На сегодня около 20%, или 18-19 млн тонн всей добытой нефти в Казахстане идет на внутренний рынок, однако этого может быть недостаточно, чтобы покрыть будущее потребление, которое за последние 10 лет выросло почти на треть. Ситуацию также усугубляют слабые перспективы роста нефтедобычи в стране, которые после реализации проектов расширения на Тенгизе вряд ли будут и далее стремительно расти. При сохранении текущей ситуации уже к 2030 году возможности производителей нефти по субсидированию внутреннего рынка будут исчерпаны.
В стране присутствует очень высокая степень административного контроля над ценами на нефтепродукты. Из-за этого казахстанские производители и оптовики, которые получают крайне ограниченную маржу, лишаются стимулов к поставкам на внутренний рынок.
"S&P подчеркивает, что попытки решить эти вопросы с помощью административных мер, включая полный запрет на экспорт, ограничение объема закупок или введение дифференцированных цен, неэффективны. Для достижения ценового паритета между внутренними и внешними ценами прежде всего требуются экономические меры, такие как биржевые торги на открытом рынке или либерализация экспорта и импорта", – заверили аналитики организации.
Мешают и слабые государственные стимулы для инвестиций. Согласно оценке S&P Global, на конец третьего квартала 2023 года на базе негеологических факторов страна заняла только 78 место в мире среди 110 нефтедобывающих государств в общем рейтинге привлекательности в сфере разведки и добычи. Это связано, в частности, с относительно плохими результатами в таких областях, как индекс доходности, поступления в пользу государства и доля государства, а также денежный поток инвестора.
"Такая ситуация приводит к снижению инвестиций не только в добычу новой нефти, но и на ее разведку. К примеру, инвестиции недропользователей в геологоразведочную деятельность в Казахстане за последние два года сократились уже на 25%. При этом с 2000 года – с момента первого обнаружения Кашагана – каких-либо других крупных месторождений обнаружено не было (разведка и освоение Тенгиза и Карачаганака начались еще в 1980 годы)", – заметили аналитики агентства.
В докладе также подчеркивается, что текущие фискальные условия, особенно для зрелых месторождений, не способны обеспечить полноценную реализацию планов по увеличению нефтедобычи в стране. Хотя некоторый прогресс в этой области имеется, например, принятие механизма улучшенного модельного контракта или введение альтернативного налога на недропользование, необходима дальнейшая оптимизация фискального режима для привлечения новых инвестиций.
Возвращаясь к предложениям пересмотреть условия соглашений о разделе продукции (СРП) трех мегапроектов (Тенгиз, Кашаган и Карачаганак): в документе отмечено, что сегодня эти месторождения обеспечивают около двух третей совокупного объема нефтедобычи в стране. За счет условий СРП вся добываемая на этих месторождениях нефть идет на экспорт, что имеет стратегическое значение для экономического развития страны и для поступлений в консолидированный бюджет и Нацфонд. На данный момент эти месторождения разрабатывают международные консорциумы "Тенгизшевройл" (ТШО), North Caspian Operating Company N.V. (NCOC), Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO), где также участвует правительство Казахстана в лице "Казмунайгаза" (КМГ) и ряд иностранных, в основном западных инвесторов. Доля КМГ в ТШО составляет 20%, Кашагане – 17%, Карачаганаке – 10%.
Контракты были заключены еще в 1990 годы со сроком до 2033 года (Тенгиз), 2041 года (Кашаган) и 2038 года (Карачаганак). Аналитики повторили мнение о том, что нападки на иностранных инвесторов по этим трем мегапроектам, а также нынешние заявления о необходимости пересмотра условий договоров или даже их расторжения беспочвенны и очень вредны, особенно с точки привлечения новых иностранных инвесторов.
"Предложения о передаче долей в нефтяных мегапроектах России, которая находится под западными санкциями, тоже очень сомнительные, зная, что Казахстан прилагает значительные усилия для снижения зависимости от России путем поиска альтернативных маршрутов для поставок нефти. Таким образом, вместо ужесточений требований в отношении действующих инвесторов и договоров, на наш взгляд, государству следует сосредоточиться на привлечении новых инвестиций в нефтяной сектор путем улучшения деловой среды и других мер", – заверили в Halyk Finance.
Что касается прогнозов Минэнерго о добыче в объеме 90,3 млн тонн в 2024 году, аналитики агентства считают, что это труднодостижимый показатель, учитывая высокую неопределенность отрасли. До этого ведомство давало прогноз в 95,4 млн тонн, однако в итоге показатель был пересмотрен в сторону снижения из-за задержки проектов расширения на месторождении Тенгиз.
"Не совсем понятно, будут ли проекты выполнены в обещанные сроки, учитывая, что подобные переносы уже происходили несколько раз. Следует отметить и судебные разбирательства с операторами Кашагана и Карачаганака из-за экологических требований и штрафов, что не исключает возникновения новых разногласий в ходе реализации совместных проектов в будущем", – отмечается в документе.
Помимо этого, в ноябре 2023 года Казахстан принял дополнительные обязательства в рамках ОПЕК+ по сокращению нефтедобычи в первом квартале 2024 года на 82 тыс. баррелей в сутки. Однако по итогам января и февраля 2024 года эти обязательства не были выполнены, после чего в марте сроки данного соглашения были продлены на второй квартал. Учитывая предыдущие обязательства, добыча в Казахстане должна будет составить 1,468 млн баррелей в сутки до конца июня 2024 года. По оценкам, в этом году, если соблюдать обязательства, в стране может быть произведено 86 млн тонн черного золота. Но этот сценарий маловероятен, так как, по заявлениям Минэнерго, при необходимости недостающие объемы будут компенсироваться в последующие периоды, чтобы достичь прогнозного показателя по добыче нефти.
Объем экспорта, по прогнозам Минэнерго, будет на уровне 73-75 млн тонн. Это может быть связано с планами КТК увеличить прокачку нефти в текущем году сразу на 10% по сравнению с 2023 годом.
Ранее в Минфине высказались о предложении обложить консорциумы таможенными пошлинами.