Правительству Казахстана дали два месяца на представление мер по возврату незаконно вывезенных денег. LS узнал, насколько это реально осуществить в текущих условиях и какие проблемы могут возникнуть.
17 февраля президент Касым-Жомарт Токаев заметил, что процесс возврата незаконно вывезенных из Казахстана капиталов будет долгим и непростым. Однако работу все равно необходимо начать.
Независимый экономист Александр Юрин считает, что поручение главы государства вызывает много вопросов. К примеру, по какому критерию будет определяться, что деньги были выведены из Казахстана незаконно? Имеется ли какой-то предварительный перечень этих активов либо его только предстоит составить? Если получение либо вывод этих средств за границу уже был признан незаконным в судебном порядке, то почему до сих не были приняты должные меры по их возвращению? Почему не были наказаны виновные?
"Сейчас не совсем понятно, идет речь о каких-либо конкретных активах, выведенных определенными персонами, либо имеется в виду ревизия деятельности целого ряда ведомств, включая Нацбанк, Комитеты финансового мониторинга и госдоходов, с целью обнаружения их упущений за годы и десятилетия. В первом случае непременно возникнут вопросы к набору выбранных персон. А также подозрения в том, что возврат незаконно вывезенных средств является просто информационным обоснованием для разборок между элитными кланами. Во втором же – государство столкнется с целым рядом серьезных проблем юридического и организационного характера", – пояснил он.
Далее Юрин добавил, что после того, как государство разберется со списком личностей и активов, возникнут технические проблемы, связанные с определением местонахождения денег и активов, а также работой с правоохранительными органами стран, где они были размещены. При этом, по мнению экономиста, в случае вывода таких средств через офшоры их возвращение вообще становится крайне маловероятным.
"В целом же реализация этой инициативы потребует вовлечения больших ресурсов, сам процесс будет очень длительным, а вероятность его успеха – далеко не стопроцентной, а в некоторых случаях скорее даже нулевой. Так что питать особых иллюзий по этому поводу не стоит", – отметил Юрин.
Он считает, что гораздо более уместными и эффективными были бы меры по созданию барьеров, которые будут препятствовать выводу капиталов из Казахстана в будущем, и увеличению прозрачности структуры собственности важных экономических активов.
"Однако профильные ведомства почему-то не стремятся к формулированию и озвучиванию подобных инициатив", – заметил Юрин.
В свою очередь в Нацбанке подеркнули, что проблема незаконного вывода капитала за рубеж широко распространена на развивающихся рынках. Способы осуществления такой деятельности заключаются в выработке сложных схем, позволяющих обойти требования и ограничения со стороны законодательства.
"К наиболее распространенным можно отнести погашение компанией финансового займа, не поступавшего на ее счета в местных банках. А также осуществление операций, не свойственных заявленной деятельности, либо их дробление на более мелкие в целях избегания процедуры мониторинга", – перечислили в Нацбанке.
Вместе с тем депутат Азат Перуашев напомнил, что Узбекистан добился возвращения из офшорных зон примерно $130 млн, выведенных незаконным путем дочерью экс-президента Гульнарой Каримовой. В связи с этим он задался вопросом, какая "работа и какие конкретные механизмы предусмотрены для подобной инициативы". В Агентстве по противодействию коррупции ответили, что для возврата подобных активов нужны правовые основания.
Отметим, что в 2017 году экс-президент Монголии Халтмаагийн Баттулга призвал госслужащих и политиков, а также связанных с ними лиц, владеющих офшорными счетами, вернуть деньги на родину в течение 49 дней. Однако по истечении этого срока деньги в страну так и не поступили.