Проблема дефицита дизтоплива будет возникать в Казахстане постоянно. Такое мнение LS озвучил энергетический эксперт Олжас Байдильдинов.
По его словам, пока не решится проблема ценового дисбаланса с соседними странами, "волны дефицита дизельного топлива будут накрывать страну".
"До модернизации наши НПЗ производили 4 млн тонн дизельного топлива в год, по итогам 2021 года ожидается 4,9 млн тонн. Но этого не хватает. Дело в вывозе нашего ГСМ в другие страны. Разница с соседями растет уже долгое время, тогда как в Казахстане цена осталась стабильной. Сейчас в Кыргызстане цена на дизель выше 260 тенге за литр, в России - 280-300 тенге, в Узбекистане - свыше 360 тенге, в Китае - свыше 440 тенге. В этих условиях продолжается "серый" экспорт ГСМ, потому что это прибыльный бизнес. Хотя официально вывоз топлива из Казахстана запрещен", – пояснил автор программы "Байдильдинов. Нефть".
По словам собесебдника, для обеспечения страны топливом потребуется импорт из России. Но дизельное топливо из федерации, с учетом разницы в налоговой нагрузке, не может быть дешевле 260-270 тенге за литр. Соответственно, все это скажется на стоимости ГСМ в Казахстане. На текущий момент, по информации Минэнерго, ДТ продается по 207-240 тенге за литр.
"И это мы говорим о летнем топливе, зимнее традиционно дороже, а зима близко", – заметил Байдильдинов.
Он добавил, что ремонт ПНХЗ – не причина дефицита, а лишь один из факторов. Поэтому, когда в конце октября завершится ремонт завода, ситуация стабилизируется только на какое-то время. Дефицит же продолжит возникать в будущем.
По данным бюро нацстатистики, из Казахстана в Кыргызстан в январе-июле 2021 года было экспортировано 1,5 тыс. тонн зимнего дизельного топлива на $550 тыс. Летнее ДТ официально не экспортировалось в страны ЕАЭС. Это связано с действующим запретом на вывоз.
Из России же было импортировано 36,4 тыс. тонн летнего дизтоплива на $16 млн и 44,4 тыс. тонн зимнего дизтоплива на $19,3 млн. Помимо этого, Казахстан ввез из России 6,8 тыс. арктического дизтоплива на $3,5 млн и 1,5 тыс. межсезонного дизтоплива на $728,1 тыс.
Между тем, летом на юге Казахстана уже возник дефицит ГСМ, связанный с остановкой на ремонт Шымкентского НПЗ. В июне же резко подорожало летнее дизтопливо.