Президент Нурсултан Назарбаев продлил программу инфраструктурного развития "Нұрлы жол" до 2025 года. В рамках программы за прошлый год на строительстве республиканских дорог было создано более 75 тыс. рабочих мест. LS подготовил обзор о том, сколько денег было потрачено на строительство крупных автодорог Казахстана.
Одним из крупнейших проектов, реализуемых в рамках программы, является реконструкция международного транзитного коридора "Западная Европа – Западный Китай". Стоимость этого проекта оценивается в 227,17 млрд тенге. Согласно плану мероприятий, принятых правительством страны, заем в микрофинансовых организациях составил 193,14 млрд тенге, из республиканского бюджета с софинасированием кредитов – 34,02 млрд тенге.
Также до конца 2019 года будет реконструирован коридор "Центр – Юг": Астана – Караганда – Балхаш – Капшагай – Алматы. Стоимость проекта составляет 171,68 млрд тенге. Часть денег на реконструкцию автодорог была выделена из национального фонда – 132,92 млрд тенге. Также заем в микрофинансовых организациях составил 19,47 млрд тенге, из республиканского бюджета с софинансированием займов – 5,16 млрд тенге. А также еще 12,83 млрд тенге было выделено из республиканского бюджета.
Реконструкция коридора "Центр – Восток" – Астана - Павлодар – Калбатау – Усть-Каменогорск – обойдется правительству в 302,7 млрд тенге. Средства на реализацию этого проекта были выделены из республиканского бюджета (48,69 млрд тенге)и Национального фонда (234,01 млрд тенге).
Еще один крупный проект по реконструкция коридора Актобе – Атырау – Астрахань стоит почти 87 млрд тенге. В частности, заем в МФО составил 70,08 млрд тенге, из республиканского бюджета с софинансированием займа – 9,55 млрд тенге. Также деньги были выделены из Нацфонда – 6,95 млрд тенге и республиканского бюджета – 407 млн тенге.
Стоимость реконструкции автодороги Алматы – Усть-Каменогорск составила 64,59 млрд тенге. Средства на реализацию проекта были взяты из Нацфонда (27,79 млрд тенге) и республиканского бюджета (6,11 млрд тенге).А также из республиканского бюджета с софинасированием было выделено 30,69 млрд тенге.
Также в этом году завершится реконструкция автомобильной дороги Бейнеу – Актау. На этот проект было заложено 77,15 млрд тенге, из них заем МФО – 59,65 млрд тенге, республиканский бюджет с софинансированием – 8,83 млрд тенге. А также из республиканского бюджета было выделено 8,67 млрд тенге.
Стоимость реконструкции дороги Астана – Петропавловск – граница Российской Федерации составляет 49,76 млрд тенге. В частности, из республиканского бюджета выделено 19,3 млрд тенге, из Нацфонда – 30,45 млрд тенге.
Реконструкция дороги Жетыбай – Жанаозен – граница Туркменистана оценивается в 15,79 млрд тенге. Кредит МФО составляет 13,89 млрд тенге, республиканский бюджет с софинансированием – почти 2 млрд тенге. Также из республиканского бюджета 30,46 млрд тенге выделено на реконструкцию дороги Омск – Павлодар – Майкапшагай.
Кроме того за период реализации программы будет построен обход перевала Кордай. Средства на этот проект выделены из республиканского бюджета - 20,94 млрд тенге. Помимо этого, реализуется строительство "Юго-Западный обход Астаны". На этот проект из республиканского бюджета выделено 10,14 млрд тенге.
На капитальный и средний ремонт 10195 км автомобильных дорог республиканского значения выделено из бюджета 215,78 млрд тенге.
За период реализации госпрограммы из бюджета страны на текущий ремонт и содержание 23 485 км автодорог республиканского значения выделено 94,13 млрд тенге. Строительство и реконструкция автомобильных дорог областного и районного значения будут профинансированы на 62,26 млрд тенге.
А вот капитальный и средний ремонт этих дорог оценивается в 32 млрд тенге.
Помимо этого, на устройство системы взимания платы на автодорогах республиканского значения инвестировано 6,45 млрд тенге. Между тем в министерстве индустрии и инфраструктурного развития прогнозируют, что уже в этом году страна сможет заработать на платных дорогах порядка 5,5 млрд тенге.
Кроме того, к 2020 году планируется реконстрировать и построить около 7 тыс. км дорог. Вместе с тем ожидается увеличение количества транзитных контейнерных перевозок в 10 раз – до 2 млн контейнеров.
В целом за годы реализации программы (с 2015 года, – прим.ред) она оказывает влияние на рост ВВП страны, также способствует созданию новых рабочих мест, улучшению социальной инфраструктуры. При этом упор поставлен на строительстве современных и качественных автомагистралей.
Согласно принятой программе в 2015 году, в этом году ожидается рост ВВП на 8,7% по сравнению с 2014 годом. За период 2015-2019 годы в стране будет создано 511,2 тыс. рабочих мест. В частности, на постоянную работу будут приняты 167,9 тыс. человек, на временную – 343,3 тыс. человек.
Также в 2019 году ожидается повышение рейтинга ВЭФ по качеству базовой инфраструктуры до 57-го места и увеличение объема транзитных грузов в Казахстане. Планируется, что железнодорожным и автомобильным видами транспорта грузооборот достигнет 18,1 млн тонн.