Влияние коронавируса на экономику Казахстана сравнили с развалом СССР

58% опрошенных компаний пересматривают стратегический план развития на ближайшие годы

6 мая 2020 года

Негативные последствия COVID-19 могут оказать на экономику Казахстана наибольший эффект впервые с последствий развала СССР. Такое мнение выразили в исследовании эксперты KPMG, сообщает LS.

В консалтинговой компании выделили основные пункты, на которые повлияло распространение коронавируса.

"В соответствии с прогнозом МВФ снижение ВВП Казахстана в реальном выражении в 2020 года составит 2,5% против роста в 2019 году в 4,5%. Распространение COVID-19 и действия ОПЕК+ значительно повлияли на цены на нефть и курс тенге. 2 апреля 2020 года министерство финансов сообщило об увеличении дефицита государственного бюджета с 1,2 трлн тенге до 2,4 трлн тенге, а также об увеличении суммы трансферта из Национального фонда в пользу доходов бюджета с 2,7 трлн тенге до 4,77 трлн тенге", – отметили в KPMG.

Источник: Международный валютный фонд, анализ KPMG

Также в компании сделали основные выводы в сложившейся ситуации, в том числе на основе опроса 50 руководителей бизнес-сообщества Казахстана:

- текущая ситуация с коронавирусом вероятнее всего станет причиной наступления одного из самых глубоких кризисов в Казахстане со времен развала СССР, поскольку COVID-19 вызвал глобальный экономический кризис, масштабы которого пока сложно до конца оценить;

- наиболее уязвимо в текущей рыночной конъюнктуре чувствуют себя участники таких сегментов и отраслей экономики Казахстана, как МСБ, непродуктовая розничная торговля, авиационная отрасль, нефтегазовый, горнодобывающий, транспортный сектор, электроэнергетика и сфера услуг;

- меры по сокращению административных расходов приняли 74% компаний-респондентов. Около половины опрошенных активно работает над оптимизацией закупок (реструктуризация кредиторской задолженности, оптимизация логистической цепочки, пересмотр книги заказов и перенос части объема закупок на более поздний срок);

- компании во всех отраслях экономики (кроме сектора телекома) поставили "на паузу" реализацию капиталоемких инвестиционных проектов или находятся в процессе пересмотра в сторону более бюджетных решений для реализации этих проектов;

- большинство игроков рынка разрабатывают и внедряют антикризисный план действий, планируют пересматривать стратегию развития. Практически все компании нацелены на ускоренную цифровизацию своих каналов продаж и каналов взаимодействия с клиентами в ближайшем будущем.

- Представители крупного казахстанского бизнеса считают объявленные меры государственной поддержки недостаточными и ожидают поддержки в части налоговых послаблений (в том числе по возврату НДС экспортоориентированным предприятиям и компаниям авиационного сектора), возмещения части расходов, а также предоставлении льготного кредитования;

- около 86% респондентов считают, что постепенный возврат к докризисным позициям осуществится не ранее, чем через 3-4 квартала (или позднее), что говорит о том, что последствия кризиса могут ощущаться и в 2021 году;

- кризис вызовет значительное изменение поведенческих реакций людей и необходимость переосмысления государством подходов к обеспечению безопасности в области здравоохранения. Кроме того, кризис также существенно изменит бизнес-ландшафт и скорректирует стратегическое целеполагание как со стороны государства, так и стороны бизнеса;

- девальвация тенге, вызванная падением цен на нефть и снижением спроса на базовые металлы, отрицательно влияет на платежеспособный спрос населения, укрепляя тем не менее конкурентоспособные позиции предприятий экспортоориентированных отраслей Казахстана.

"58% опрошенных компаний пересматривают стратегический план развития на ближайшие годы в связи с ситуацией, вызванной коронавирусом. Розничная торговля и производители еды нацелены на сужение продуктовой линейки и концентрации на товарах более низкого ценового сегмента ввиду ожидаемого снижения покупательской способности населения. Розничная торговля активно развивает онлайн-магазины для заказа продуктов. Аэропорты пересматривают стратегии управления коммерческими площадями (предпочтение крупным игрокам перед представителями малого и среднего бизнеса), а также рассматривают возможность увеличения фокуса на грузовых перевозках. Банки планируют выдавать займы с усиленным вниманием к стабильности сектора заемщика. Финансовые организации сместили фокус на ускоренное создание и развитие digital-продуктов. Компании сектора недвижимости, которые управляют торгово-развлекательными центрами, пересматривают маркетинговые стратегии для акцентирования внимания на социальном дистанцировании и безопасности", – сообщили в KPMG.

Помимо этого, в компании предоставили результаты опроса, показывающие, что снижение фонда оплаты труда и реструктуризация закупок являются наиболее распространенными краткосрочными инструментами стабилизации.

"Оптимизация структуры закупок наблюдалась у 48% респондентов. Компании сконцентрировались на закупках ключевых товаров и материалов и временно отложили приобретения второстепенной продукции. Около 67% компаний непродуктовой розничной торговли проводят реструктуризацию кредиторской задолженности путем согласования отсрочки платежей, переноса части объемов текущих поставок на будущее и переноса сроков поставок. Оптимизацию логистической цепочки отметили представители крупной продовольственной розничной торговли – переход к поиску нескольких местных альтернативных поставщиков и формированию микроцепочек поставок. 70% всех опрошенных компаний сократили административные расходы, в том числе командировочные, консультационные, маркетинговые, расходы на обучение и расходы на оплату труда (около 53% компаний-респондентов)", – пояснили в KPMG.

Источник: KPMG

Оптимизация расходов на оплату труда в период COVID-19 характерна для компаний в авиационном, финансовом секторах и розничной торговле, говорится в исследовании.

"Меры оптимизации расходов на оплату труда преимущественно включали перевод сотрудников в оплачиваемые отпуска и отпуска без содержания и оптимизацию размера оплаты труда в соответствии с сокращением рабочего времени. Ни одна из компаний-респондентов не проводила сокращение штата сотрудников. Данные оптимизационные меры преимущественно затронули компании в авиационном, финансовом, горнодобывающем секторах, а также в секторе розничной торговли", – рассказали в KPMG.

Более того, 54% опрошенных компаний приостановили или отложили планируемые инвестиционные проекты. Около 60% компаний-респондентов указали глобальный экономический кризис в качестве аспекта, вызывающего наибольшую обеспокоенность, отмечается в исследовании KPMG.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.