Тарифы на электро и теплоэнергетику продолжат расти, даже если не увеличивать долю возобновляемых источников энергии. Такое мнение LS озвучила председатель Казахстанской ассоциации солнечной энергетики Айнур Соспанова.
В беседе с LS она высказалась по поводу поручения президента Касым-Жомарта Токаева повысить долю ВИЭ до 15% к 2030 году.
Соспанова пояснила, что цены на электричество и тепло будут расти независимо от того, будут развиваться традиционные источники энергии или зеленые. Это связано с вводом новых мощностей, развитием и строительством дополнительной инфраструктуры, модернизацией и другими факторами. Текущий тариф, по словам Соспановой, покрывает только операционные затраты.
"Стоимость зеленой энергетики сильно упала. Если сравнить строительство в 2021 году солнечной электростанции и угольной, то СЭС будет дешевле", – пояснила она.
Собеседница LS высказала мнение, что для установки справедливых тарифов в Казахстане должен появиться единый закупщик электроэнергии. Это также должно сделать ценообразование более прозрачным, так как потребитель будет знать, из чего складывается стоимость света и тепла.
Помимо этого, нужно создать балансирующий рынок. Он должен определять правила и прогнозировать тарифы на ближайшие 10 лет, чтобы энергетика для потребителей дорожала постепенно.
"Нужен прагматичный подход, тогда потребитель не будет против роста стоимости энергетики, так как это не будет резким увеличением и взамен казахстанец будет получать стабильные свет и отопление", – высказалась Соспанова.
Читайте также
Вместе с тем, по словам собеседницы LS, чтобы достичь 15% ВИЭ в общем объеме электроэнергетики, ежегодно нужно вводить 300-350 МВт зеленых мощностей. В среднем потребуется $300 млн в год. При этом сумма инвестиций зависит от технологий.
Однако недостаточно заниматься строительством зеленых электростанций. Для того чтобы они функционировали в общей системе энергетики, нужно решать текущие проблемы отрасли, такие как снижение изношенности электросетей, создание инфраструктуры, создание маневренных мощностей.
"Наши электросети должны быть готовы принимать вырабатываемые ВИЭ объемы энергии. Первый этап, когда наша доля была доведена до 3% в 2020 году, показал, что дальнейшее развитие упирается в существующие барьеры. Это низкая пропускная способность, изолированность отдельных регионов. Также из-за того, что ВИЭ являются нестабильными источниками, энергосистема должна быть гибкой и иметь маневренные источники", – объяснила Соспанова.
По ее словам, данные проблемы угрожают энергобезопасности страны. Например, если казахстанские источники электричества выходят из строя, Казахстан замещает их энергией из запредельных государств.
"С одной стороны, это нормальная ситуация сейчас. С другой стороны, если мы не сможем в будущем обеспечивать себя энергией сами в такие ситуации, это негативно скажется на нашей энергобезопасности. Поэтому нужно создавать свои маневренные источники в виде газовых и крупных гидроэлектростанций", – отметила Соспанова.
Собеседница LS добавила, что ВИЭ не может развиваться параллельно со всей электроэнергетикой.
Читайте также
Что касается интеграции солнечных панелей в города, собеседница LS заметила, что в рамках "умного города" интересным является проект строительства автономных домов, которые обеспечивают энергетикой себя сами.
"В Нур-Султане в качестве пилотных проектов с 2017 года функционируют такие здания. В них тепло и светло даже в -35 градусов по Цельсию. Насколько я знаю, стоимость такого дома составляет около $1 тыс. за кв. м (427,9 тыс. тенге по курсу Национального банка 427,9 тенге за $1). При этом нужно понимать, что само здание должно иметь качественные параметры, чтобы не возникало проблем с тем, что энергия производится, но из-за слабых окон тепло уходит", – объяснила глава ассоциации.
По ее словам, такие здания могут быть не просто потребителями собственной энергии, но и маленькими электростанциями для других объектов. Помимо этого, данные инициативы создают рабочие места и собственное производство составляющих.