В Счетном комитете раскритиковали работу чиновников по исполнению республиканского бюджета, передает корреспондент LS.
С критикой в адрес госорганов выступила глава комитета Наталья Годунова.
"Мы увидели ухудшение кредитного портфеля банков второго уровня. А низкая оценка банками платежеспособности и устойчивости бизнеса, а также реальных доходов населения не способствует росту кредитования экономики. По отношению к ВВП объем кредитования снизился с 31% в 2013 году до 25% в 2017 году. При этом кредитование малого и среднего бизнеса уменьшилось на 7% до 2,8 трлн тенге", - отметила она.
По словам Годуновой, большой дефицит финансовых средств в экономике не позволяет реализовать массово инвестиционные проекты.
"Стабильная макроэкономическая ситуация способствовала увеличению поступлений в бюджет и Нацфонд. Однако рост гарантированных и целевых трансфертов из него в бюджет привел, во-первых, к сокращению чистых накоплений, во-вторых, к росту ненефтяного дефицита бюджета, который в 2017 году составил 5,8 трлн тенге и увеличился в 2,7 раза к уровню докризисного 2013 года (2,1 трлн тенге). В результате доля ненефтяного дефицита к ВВП составила 11,2%, что превышает показатель сбаланированности бюджета и Нацфонда", - заявила глава комитета.
При этом внешний долг Казахстана ежегодно растет и на январь 2018 года составил $167,5 млрд. Если рассматривать долг правительства вместе с внешним долгом крупных субъектов квазигоссектора, то в 2017 году он составил свыше $55,5 млрд.
"В структуре доходов бюджета мы видим устойчивую тенденцию сокращения доли налоговых поступлений. Если в 2013 году их доля составляла 68%, в 2016-м – 56%, в 2017-м – 50% – это меньше, чем в докризисные годы. Почему так происходит? Потому что увеличивается удельный вес трансфертов из Нацфонда", - объяснила председатель Счетного комитета.
Кроме того, по словам Годуновой, ряд крупных предприятий, ежегодно уплачивающих значительные суммы налогов, не соответствует критериям крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу со стороны органов госдоходов. В результате они выпадают из зоны должного налогового контроля, что повышает риски упущенных возможностей по собираемости налогов.
"В связи с этим представляется целесообразным пересмотреть методику формирования перечня крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, и внести соответствующие изменения в налоговое законодательство. Есть, по нашему мнению, и резервы по улучшению собираемости налогов. Например, нужно дополнить бюджетное законодательство понятием "налоговый разрыв", которое обозначает разницу между налоговым потенциалом и фактически поступившими налогами", – предложила Годунова.
В целом, по ее данным, в 2017 году неэффективно было использовано 508 млрд тенге бюджетных средств.
"Здесь нужно пояснить, что сюда входит и возврат средств в бюджет, остатки средств на контрольных счетах наличности и нарушения, выявленные госаудитом. Из общей суммы неэффективного расходования 131 млрд тенге приходится на финансовые нарушения. Причем 86% суммы – это неправильное отражение операций в бухучете. По итогам аудита восстановлено 11 млрд тенге", - резюмировала Годунова.