В Казахстане предложили законодательно контролировать продажу товаров в соцсетях, передает LS.
По словам председателя комитета по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции Аскара Тынысбекова, в системе защиты прав потребителей выявлены проблемы в части электронной торговли.
"Потребители все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при оплате товаров через интернет, и это требует законодательного урегулирования оборота товаров в социальных сетях", – заявил он.
При этом глава комитета отметил, что трехступенчатая защита прав потребителей только создает трудности людям. К примеру, прежде чем идти в суд, они обязаны пройти первые два этапа – обратиться к продавецу и субъекту для досудебного урегулирования, а также в государственный орган. И только потом человек может подавать иск.
При этом за пять месяцев года, в суды по потребительским спорам поступило 916 исков. Из них – 339, или 37%, возвращено на досудебное урегулирование на первый этап.
"В связи с этим предполагается внести изменения в законодательство и исключить в нем лишний барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту", – подчеркнул Тынысбеков.
Кроме того, он отметил неполный охват всех видов нарушений прав потребителей, которые прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.
"В законодательстве значительно расширился перечень обязанностей продавцов, однако в КоАП предусмотрены только четыре состава адмправонарушений", – пояснил глава комитета.
Он также посетовал на недостаточно эффективный общественный контроль.
"Наделение НПО правом осуществлять такой контроль не дало полного эффекта, так как у них нет функции по проведению контрольной закупки образцов товара с целью оценки его безопасности и качества", - считает Тынысбеков.
Свои предложения направили в ведомство и другие участники рынка.
"Так, общественными объединениями потребителей предложено распространить базовые принципы закона о защите прав потребителей на сферы финансовых, страховых, банковских, жилищно-коммунальных, медицинских, туристских, транспортных услуг", – сказал он.
Общественники, по словам Тынысбекова, предлагают создать механизм исключения обмана и мошенничества при оплате товаров через электронные торговые площадки.
"Предлагается также вернуть ранее существовавший до 2010 года институт по начислению НПО вознаграждений от сумм, возмещаемых потребителю, если он выиграл суд, и этот иск был подан общественными организациями", – продолжил он.
В целом, по резултатам опроса 2020 года, наиболее проблемными сферами услуг для потребителей являются медицинские (не удовлетворены этой сферой 45,9% опрошенных), транспортные (43,2%), образовательные (41,6%) и услуги связи (36%).
Ранее сообщалось, что торговцы пересматривают свой ассортимент на фоне снижения потребительского спроса. При этом эксперты отмечают, что потребители вынуждены отказываться от дорогих товаров и отдавать предпочтение более дешевым.