Если ремонт на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) затянется до мая, то потери Казахстана могут достигнуть 1 млн тонн в месяц. Об этом заявил министр энергетики Болат Акчулаков, передает LS.
"Сейчас КТК работает на 60%, не такие серьезные идут потери. Но если за май перевалит ремонт, то потери могут быть по 1 млн тонн в месяц. Но это если мы не достанем дополнительных вагонов-цистерн, не договоримся с танкерами о переправе через Каспий – это то, что мы делаем каждый день сейчас. Мы пытаемся нивелировать риски", – сказал он.
Министр отметил, что сейчас уже есть договоренности об увеличении квоты через нефтепровод "Атырау – Самара" и найдены дополнительные вагоны-цистерны.
"Мы пытаемся каждый день держать связь с нашими коллегами на КТК. Пока до сих пор идет ссылка с их стороны о том, что погодные условия не позволяют спуститься под воду ремонтным бригадам. За достоверность информации не могу отвечать, это все-таки юрисдикция не Казахстана. Поэтому мы ждем до 15 апреля, а потом уже, думаю, коллег своих отправить или, может быть, мы сами съездим для определения перспектив на месте. Сейчас, насколько я знаю, там уже определили все повреждения. Если ремонт затянется дальше, на май, то, наверное, это будет уже ощутимо", – отметил министр.
Он добавил, что до аварии на КТК в I квартале добыча шла с опережением на 7,5% и это стало некой "подушкой" для страны, которую сейчас "проедает" ситуация в КТК.
"Это "подушку" мы "съедим" до 15 апреля, а дальше начнутся потери", – объяснил Акчулаков.
При этом министр констатировал, что альтернативных вариантов транспортировке нет.
"Казахстан ограничен в экспорте в направлении Европы в связи с ситуацией на КТК. Из-за этого мы не можем пока всю свою запланированную нефть туда отправить, пока ремонтные работы не закончатся. Все наши экспортные выходы на Европу связаны с транзитом через Россию, с портами Черного и Балтийского морей, хотя это не является основным маршрутом. В сторону Европы у нас остается только один вариант – это через Каспий на Кавказ, но он незначительный. Поэтому в текущий момент воспользоваться ситуацией, наверное, не получится", - пояснил глава Минэнерго.
Но в будущем если Казахстан диверсифицирует свои маршруты и будут потребители в Европе, то можно поставлять туда, считает он.
"Но при этом мы не можем бесконечно увеличивать объем производства нефти. Следующее расширение добычи будет только через 1-1,5 года – это завершение расширения Тенгизского проекта в конце 2024 года, это даст еще 12 млн тонн. Вот этот объем мы сможем дополнительно продать в Европу", – отметил Акчулаков
Он также ответил на вопросы журналистов о возможном продлении запрета на вывоз ГСМ автотранспортом.
"Когда текущий приказ о запрете экспорта истекает, тогда мы думаем, продлить автоматически, чтобы не было разрывов. Это необходимо, чтобы наш бензин не ушел за границу, так как он дешевле российского. При этом сегодня в стране накопились большие объемы топлива, но мы не можем его продать, пока идут весенне-полевые работы у аграриев. Мы создали резервы, это почти 400 тыс. тонн всех видов топлива, и их наши аграрии должны потребить за весну. Потом резервуары освободятся", – резюмировал глава ведомства.
Ранее сообщалось, что Казахстан начнет ощущать ущерб от аварии на КТК, если ситуация не разрешится до середины апреля.
Напомним, что в Казахстане снизили прогноз добычи нефти на 2022 год примерно на 2 млн тонн.
Также в Казахстане посчитали потери из-за ремонта на КТК. Министерство энергетики подсчитало, что объем потерянной добычи может составить около 320 тыс. баррелей в сутки.