Нацбанк определил виды и критерии отдельных валютных операций, проведение которых может быть расценено как вывод денег из Казахстана, передает LS.
Согласно проекту постановления, к таким валютным операциям относятся:
- финансовый заем, предусматривающий предоставление нерезидентом денег резиденту (за исключением уполномоченного банка), если условиями соответствующего валютного договора (изначально либо после внесения изменений и (или) дополнений в валютный договор) не предусмотрено осуществление перевода денег, подлежащих получению от нерезидента, на банковские счета резидента в уполномоченных банках;
- финансовый заем, предусматривающий возникновение у резидента (за исключением уполномоченного банка) требований к нерезиденту по возврату денег, если условиями соответствующего валютного договора (изначально либо после внесения изменений и (или) дополнений в валютный договор) не предусмотрено осуществление перевода денег, подлежащих получению от нерезидента, на банковские счета резидента в уполномоченных банках;
- финансовый заем, предусматривающий предоставление резидентом денег нерезиденту, не являющемуся аффилированным лицом, если условиями соответствующего валютного договора (изначально либо после внесения изменений и (или) дополнений в валютный договор) не предусмотрена выплата вознаграждения за пользование предметом финансового займа;
- операции по экспорту, если условиями соответствующего валютного договора (изначально либо после внесения изменений и (или) дополнений в валютный договор) предусмотрено, что срок исполнения обязательств нерезидентом по оплате экспорта превышает 720 дней с даты исполнения обязательств резидентом;
- операции по импорту, если условиями соответствующего валютного договора (изначально либо после внесения изменений и (или) дополнений в валютный договор) предусмотрено, что срок исполнения обязательств нерезидентом по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) или по возврату денег, включая авансовый платеж или сумму предоплаты в полном объеме (в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств по импорту), превышает 720 дней с даты исполнения обязательств резидентом;
- перевод денег резидентом нерезиденту - профессиональному участнику рынка ценных бумаг, осуществляющему валютные операции по поручениям клиентов, на сумму, превышающую $50 тыс. в эквиваленте;
- перевод резидентом денег на собственный счет за рубежом на сумму, превышающую $50 тыс. в эквиваленте;
- безвозмездный перевод денег, осуществляемый резидентом в пользу нерезидента на сумму, превышающую $50 тыс. в эквиваленте.
Также Нацбанк хочет отнести к аффилированному лицу резидента:
- лицо, которому принадлежит 10 и более процентов голосующих акций акционерного общества (десять и более процентов голосов участников) юридического лица-резидента;
- лицо, в котором данному резиденту принадлежит 10 и более процентов голосующих акций акционерного общества (10 и более процентов голосов участников);
- лицо, которое совместно с данным резидентом находится под контролем третьего лица.
При этом данные пункты не распространяются на внутрикорпоративные переводы денег, осуществляемые филиалами (представительствами) иностранных нефинансовых организаций.
Кроме того, к валютным операциям, которые могут расцениваться как уклонение от выполнения требований валютного законодательства Казахстана, планируют отнести платежи и (или) переводы денег одного лица за календарный месяц по двум или более валютным договорам, заключенным с одним и тем же нерезидентом, на общую сумму, превышающую пороговое значение, свыше которого такие валютные договоры подлежат присвоению учетного номера.
"При проведении платежа и (или) перевода денег по валютным операциям резидент предоставляет в уполномоченный банк разрешение на передачу информации о данном платеже и (или) переводе денег в органы валютного контроля и правоохранительные органы, а также по требованию уполномоченного банка иные документы и информацию, необходимые уполномоченному банку для проведения мониторинга и изучения операции в соответствии с требованиями закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", – говорится в документе.
В свою очередь, уполномоченный банк должен будет проводить мониторинг и изучение такой операции.