Госслужащих предлагают штрафовать и увольнять за сверхдоходы, передает LS.
По словам заместителя председателя Агентства по противодействию коррупции Улана Саркулова, планируется ведение новых инструментов превенции коррупции на основе передовых международных страндартов.
"Нововведением законопроекта о борьбе с коррупцией является введение ответственности госслужащих и приравненных к ним лиц за необоснованное обогащение. Эта норма, на наш взгляд, является основополагающей. Поскольку она ощутимо минимизирует коррупцию в госаппарате. С другой стороны, это продолжение запущенного с 2021 года всеобщего декларирования. Так как без надлежащей ответственности за необоснованное обогащение чиновников сам по себе процесс декларирования будет простой формальностью", – сказал он.
В связи с этим в дополнение к действующим нормам о взыскании 10% ИПН за расхождение в декларациях предлагается усилить ответственность госслужащих путем введения дополнительных санкций, добавил Саркулов.
"Первое, фискальные. Через штраф в размере 90% от суммы расхождения между доходами и расходами. Здесь отмечу, что санкции будут применяться при расхождении только более, чем на 1 тыс. МРП, это примерно более 3 млн тенге. Если годовой доход, к примеру, за календарный год госслужащего составил 5 млн тенге, а он приобрел имущество за 9 млн тенге, таким образом, этим человеком был превышен порог в размере 1 тыс. МРП, то есть более 3 млн тенге", – пояснил он.
Второе – карьерные санкции путем увольнения с госслужбы по отрицательным мотивам на три года.
"Для увольнения расхождение должно превысить годовой доход за вычетом 1 тыс. МРП. При этом подчеркиваю, что в каждом таком случае чиновнику будет даваться возможность обосновать законность расходов. Это уже предусмотрено в налоговом кодексе. То есть должна быть объективная картина, чтобы не получилось, что мы или органы госдоходов к невиновному лицу применяли такие санкции. Кроме того, обращаю внимание, что данные лица не будут вовлечены в орбиту уголовного судопроизводства, эти нововведения направлены на усиление превентивных мер профилактики противодействию коррупции. Срок введения этих норм в действие определен на 2027 год", – подчеркнул представитель агентства.
До этого времени, по его словам, нужна широкая разъяснительная работа.
"Это обусловлено тем, что именно с этого периода мы увидим реальную картину об активах и имуществе населения. Так, в 2025 году в систему всеобщего декларирования войдут все совершеннолетние граждане, которые не вошли на предыдущих этапах. В 2026 году указанные лица представят в первый раз ежегодную декларацию о доходах и имуществе. При этом входные декларации об активах и обязательствах и декларации о доходах и имуществе за первый отчетный год не подлежат проверке. То есть только с 2027 года начнется сопоставление расходов и доходов всех налогоплательщиков страны", – отметил он.
При этом выявление фактов необоснованного обогащения предлагается возложить на органы госдоходов, которые законодательно обеспечены доступом к базам в рамках налогового администрироваия. Сведения о лицах, у которых выявлены несоответствие доходов и расходов, будут направляться в Агентство по противодействию коррупции.
"А мы, в свою очередь, будем уведомлять соответствующие госорганы, организации о необходимости рассмотрения вопроса об увольнении госслужащих и приравненых к ним лиц, у которых выявлены значительные расхождения расходов с доходами", – добавил Саркулов.
Вторая ключевая инициатива законопроекта касается формирования системы защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции, продолжил он. На сегодня в Казахстане имеющиеся меры защиты недостаточны, в основном они применяются лишь при наличии реальной угрозы, применения насилия или иного физического действия, считает представитель ведомства. При этом действующее законодательство не содержит каких-либо мер по защите трудовых прав, сообщивших о фактах коррупции.
"Вместе с тем, именно эти меры особенно важны для противодействия коррупции в виду ее высоколатентности. Наличие гонений и притеснения таких лиц в нашей практике имеется. В целях создания комплексной системы защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции, выработаны поправки, направленые на защиту лиц, сообщивших об актах коррупции, от ущемления их прав в сфере трудовых отношений. Предлагается отнести информацию об оказании лицом содействия противодействию коррупции конфиденциальной информации, со введением уголовной ответственности за ее разглашение. Также необходимо понимать разницу между предлагаемой законопроектом системой защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции, и действующими механизмами защиты лиц, участвующих в уголовном процессе", – отметил он.
Документом также вносятся поправки в закон "О госслужбе", когда госслужащие, впервые привлеченные к адмответственности за принятие на работу лица, не представившего декларацию об активах и обязательства,х не будут увольняться с госслужбы, уточнил Саркулов.
"То есть при принятии в первый раз на работу лиц, не представивших декларацию, будет только штраф. А увольнение будет только при повторном нарушении. После анализа этих статей и обращений госслужащих из разных регионов нами принято данное решение", – резюмировал он.
Отметим, что все эти нововведения парламент принял в рамках законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия коррупции и обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите".
Ранее сообщалось, что казахстанские госслужащие и приравненные к ним лица, а также их супруги в зарубежных банках хранят почти 530 млрд тенге.