В Казахстане запускают новый механизм контроля за бизнесом

сегодня

С 1 января следующего года в Казахстане начнут применять встречные налоговые проверки бизнеса, передает LS.

Согласно приказу министра финансов Мади Такиева, данные правила разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 157 Налогового кодекса. Встречные проверки будут применять для получения дополнительной информации у поставщиков и покупателей о проведенных операциях между налогоплательщиками. Подтверждать факт работы стороны должны будут в рамках информационной системы "Электронный счет-фактура", документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

Отмечается, что встречные налоговые проверки будут назначаться:

  • в ходе комплексной или тематической налоговой проверки, проведения горизонтального мониторинга;
  • при поступлении запросов от налоговых или правоохранительных органов других государств, международных организаций в рамках соглашений и договоров.

"Встречной налоговой проверкой охватывается период в пределах сроков исковой давности, установленных статьей 65 кодекса", – говорится в приказе.

Перед назначением данной проверки налоговики обязаны вначале изучить сведения из системы электронных счетов-фактур, бухгалтерию и данные о деятельности налогоплательщика:

1) выгрузка и определение перечня основных покупателей и поставщиков, которые не были отражены в отчетности;

2) сверка взаиморасчетов между покупателями и поставщиками для выявления источника происхождения товаров, работ и услуг;

3) формирование запросов на встречные вспомогательные проверки в отношении покупателей и поставщиков при несоответствии взаиморасчетов в отчетности, отсутствие происхождения продукции, применение ограничения выписки электронного счета-фактуры.

Проверка должна быть проведена в течение 20 рабочих дней.

Встречные налоговые проверки не будут проводить по взаиморасчетам с поставщиками (налогоплательщиками):

1) кто поставляет электрическую, тепловую энергию, воду, газ, услуги связи (в случае, если перечисленное не является товаром);

2) те, кто подлежит мониторингу;

3) признанные бездействующими в рамках статьи 91 Налогового кодекса;

4) в отношении, которых проводится досудебное расследование по факту выписки фиктивных электронных счет-фактур;

5) регистрация (перерегистрация), а также заключение сделки, которая признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

6) в отношении нерезидентов, которые не платят НДС и не работают через филиал, представительство.

Некоторые налогоплательщики освобождены от встречной вспомогательной проверки, кроме случаев, указанных в пункте 7 правил.

Запросы могут быть направлены в следующих случаях:

1) когда сделка по товарам и услугам, выручка от их реализации и имущества не отражены в отчете;

2) приобретение товаров, услуг или их отгрузка, выполнение работ, оказание услуг по документам, которые были оформлены с нарушением без заключения договоров в письменной форме;

3) сделка может быть сомнительной из-за нехватки времени, отсутствия нужного имущества или ресурсов для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг;

4) при отсутствии трудовых ресурсов, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспорта;

5) учитываются лишь те сделки, которые приносят доход, не внося остальные операции, которые необходимы для ведения деятельности;

6) сделки с товарами, работами или услугами, которые не выполнялись или их объем намного меньше, чем в бухгалтерских отчетах;

7) в документах не отражены или занижены зачеты по взаимных долгам, уступке прав требований, товарообмен и безденежные операции;

8) приобретение товаров, работ, услуг по гражданско-правовой сделке, оплата которых произведена за наличный расчет;

9) представление дополнительных ЭФС, где указан скорректированный облагаемый оборот или была корректировка суммы НДС;

10) когда сделки оформлялись без поставки товаров и услуг для того, чтобы получить вычеты по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и в зачет сумм НДС;

11) фиктивные сделки для получения повышенного НДС;

12) в зачет НДС не принимаются суммы по сделкам с поставщиками, если в отношении их руководителя или учредителя заведено уголовное дело по статье 216 УК РК;

13) сделки, которые были заключены аффилированными и взаимосвязанными сторонами для получения вычетов по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и зачета НДС;

14) получение информации от госорганов, в том числе от правоохранительных органов, о признаках и фактах уклонения от уплаты налогов;

15) определение объектов налогообложения на основе косвенных методов в рамках статьи 173 Налогового кодекса.

Если поставщик не смог поставить товары или услуги, но предоставил первичные документы, налоговые органы фиксируют такие операции в запросе на встречную проверку.

Документы о прекращении данных проверок направляются в течение трех дней.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.