В Казахстане нашли способ бороться с ростом цен на продукты

Осталось избавиться от непродуктивных посредников

сегодня

В Казахстане придумали, как защитить социально значимые продукты (СЗТП) от непродуктивных поставщиков. Об этом LS сообщили в министерстве торговли и интеграции.

В ведомстве пояснили, что в стране активно принимаются меры для того, чтобы данные товары не дорожали сверх меры.

С начала года проанализировано 7,8 тыс. цепочек ценообразования* и выявлено 764 риска нарушений торгового, налогового и антимонопольного законодательства страны. В том числе несоблюдение размера торговой надбавки (не более 15%), непродуктивные посредники. В их отношении принимаются меры.

Помимо этого, в 2025 году местные исполнительные органы провели 690 заседаний региональных комиссий, которые выявили 2,2 тыс. непродуктивных посредников и фактов превышения торговой надбавки.

За этот же период территориальные департаменты министерства за увеличение стоимости сверх потолка на СЗТП вынесли более 2 тыс. административных постановлений, из которых 880 – штрафы на 3,7 млн тенге. Также сделано 1,1 тыс. предупреждений.

Для предупреждения дальнейших нарушений с участниками проводятся разъяснительные беседы.

Вместе с тем в правила внутренней торговли вносятся нормы, которые исключают непродуктивных посредников из цепочки поставки и ценообразования СЗТП. Изменения устанавливают четкие требования к оптовым поставщикам. Они определяются как юридические лица, реализующие товар с добавленной стоимостью, связанной с логистикой, хранением, упаковкой, оплатой коммунальных услуг и импортом. Таким образом исключаются участники, которые не вносят реальный вклад в товарооборот, но формируют наценку.

Сам проект приказа находится на обсуждении. При этом в Минторге ожидают, что внедрение данных норм позволит снизить конечную цену для потребителя. Это связано с тем, что станет меньше звеньев в цепочке поставок. Также будут предотвращены спекулятивные операции и фиктивные перепродажи. Контроль станет проще, а добросовестных участников – больше.

Справка

*Цепочка ценообразования формируется, как правило, от производителя до конечного получателя в лице торговой сети или физического лица.

Перечень СЗТП состоит из 19 наименований: мука пшеничная первого сорта, хлеб пшеничный из муки первого сорта (формовой), рожки (весовые), крупа гречневая (ядрица, весовая), рис шлифованный (круглозерный, весовой), картофель, морковь столовая, лук репчатый, капуста белокочанная, сахар белый – сахар-песок, масло подсолнечное, говядина (лопаточно-грудная часть с костями), мясо кур (бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью), молоко пастеризованное 2,5% жирности в мягкой упаковке, кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке, масло сливочное (несоленое, не менее 72,5 % жирности, без наполнителей и растительных жиров), яйцо куриное (I категория), соль поваренная пищевая (кроме "Экстра"), творог 5-9 % жирности.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.