В Казахстане могут изменить процедуру оформления ДТП

Профучастники опасаются рисков возникновения мошенничества

8 декабря 2015 года

В Казахстане планируют изменить процедуру оформления дорожно-транспортного проишествия (ДТП), передав определенные полномочия страховым компаниям. Профучастники рынка, опрошенные LS, назвали плюсы и минусы введения европейских стандартов в республике.

Управляющий директор Ассоциации финансистов Ерлан Бурабаев отметил, что сейчас обсуждается концепция введения в Казахстане европротокола, который позволит урегулировать аварию в упрощенном виде, без привлечения сотрудников дорожной полиции. По его данным, ущерб пострадавшему будет выплачивать страховая компания.

"Данный протокол будет действовать, если произошло мелкое ДТП. Участники аварии самостоятельно оформляют соответствующие документы, которые передают в страховые компании. Предполагается, что протокол будет работать, если в аварии участвовали два автовладельца и сумма ущерба составляет до 50 МРП (около 100 тыс. тенге). Также при отсутствии физических повреждений у водителей или их пассажиров. Кроме этого, один из водителей должен признать свою вину добровольно и оба согласны на урегулирование вопроса без обращения в полицию", - поясняет эксперт.

Бурабаев считает, что наличие такой схемы кардинально меняет систему страхования и урегулирования претензий. Он добавил, что данная процедура может увеличить рост страховых выплат по стране. Однако, по его мнению, необходимо наделить дополнительными функциями страховые компании. Собеседник LS полагает, что они должны иметь возможность самостоятельно анализировать аварии.

"Когда происходят мелкие ДТП на дорогах, водители вынуждены долго ждать сотрудников дорожной полиции и тем самым создаются заторы. Введение подобной схемы поможет быстрее решать такие вопросы. Однако есть определенный риск, что могут быть различные мошенничества", - подчеркнул он.

Ассоциация финансистов также предлагает повысить стоимость страховок для водителей, неоднократно совершавших ДТП в течение короткого периода.

"В Казахстане для неаккуратных водителей, которые неоднократно попадали в аварию, целесообразно предусмотреть дорогую страховку. К примеру, стоимость автостраховки в Алматы составляет в зависимости от класса около 15-20 тыс. тенге, однако страховые компании выплачивают в случае ДТП значительно большие суммы. Наверное, тот водитель, который часто совершает ДТП, должен платить не столько же, сколько законопослушный автовладелец, а значительно больше. Если будет расти стоимость страховки, то это финансового ударит по его карману", - уточнил он.

В то же время заместитель председателя правления страховой компании "Коммеск-Өмiр" Владимир Акентьев считает, что торопиться с введением европротокола не стоит.

"Нужно хорошо изучить опыт других стран по введению европротокола, взвесить все за и против. При этом учитывать географические особенности, а также менталитет населения, когда людям трудно прийти к согласию без привлечения властных структур", - полагает Акентьев.

Система европротокола, по мнению представителя страховой компании, предполагает плюсы и минусы.

"Для водителей плюсы в возможности ускорения сроков страховой выплаты, кроме того, снизится количество заторов на дорогах, поскольку не нужно будет ждать сотрудников административной полиции. Также нововведение поможет разгрузить суды по рассмотрению дел о ДТП. И один так называемый "плюс" в кавычках для водителей – европротокол позволит избежать штрафов и лишения прав при разбирательстве, а также прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного и наркотического опьянения. На мой взгляд, плюсом это можно назвать с большой натяжкой", - подчеркивает он.

При этом основным минусом данной системы, по мнению собеседника LS, является риск мошенничества.

"Такая система может "развязать" руки недобросовестным автовладельцам. Мы знаем, что вся система юридической ответственности строится на нескольких принципах, один из которых – это неотвратимость наказания, который предполагает, что любое правонарушение неизбежно должно повлечь ответственность. А безнаказанность зачастую приводит к рецидиву", - добавил Акентьев.

Кроме этого, он считает, что в рамках европротокола будет прописана норма по необходимости вызова страховщика на место ДТП, что также является неудобством для компаний.

"Учитывая огромную территорию Казахстана и небольшую плотность населения за исключением крупных областных городов, выезд на место аварии будет довольно затруднительным для страховых компаний", - уточнил заместитель предправления.

Говоря о повышении стоимости страховки как способа снизить уровень аварийности, Акентьев подчеркнул, что данная инициатива не покажет существенных результатов.

"Сейчас речь идет о повышении стоимости страховки не для всех автовладельцев, а только для тех, кто является злостным нарушителем ПДД и, соответственно, виновником аварий, то есть о пересмотре системы "бонус-малус". Причем, для таких горе-водителей стоимость должна повышаться не на несколько процентов, а в несколько раз, что ударит по их карману и в будущем заставит задуматься. Однако, учитывая низкую квалификацию водителей и их недисциплинированность, сильного снижения аварийности ожидать не стоит", - полагает собеседник LS.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.